Сайт закрывается на днях... Со дня на день...
STAND WITH
UKRAINE
21 - полное совершеннолетие... Сайт закрывается. На днях. Со дня на день.
 Добро пожаловать!  Регистрация  Автопилот  Вопросы..?  ?  
   
  НачалоАвторыПроизведенияОтзывыРазделыИтогиПоискОпросыНовостиПомощь   ? 
Вход в систему?
Имя:
Пароль:
 
Я забыл(а) пароль!
Я здесь впервые...

Сводки?
• Asia
Общие итоги
Произведения
Авторы
 Кто крайний?
Старый Брюзга

Поиски?
Произведения - ВСЕ
Отзывы - ВСЕ
 Проза
ВСЕ в разделе
Произведения в разделе
Отзывы в разделе
 Asia
ВСЕ от Автора
Произведения Автора
Отзывы Автора

Индексы?
• Asia (2)
Начало
  Наблюдения (16)
По содержанию
  Лирика - всякая (6136)
  Город и Человек (391)
  В вагоне метро (26)
  Времена года (300)
  Персонажи (300)
  Общество/Политика (122)
  Мистика/Философия (648)
  Юмор/Ирония (639)
  Самобичевание (101)
  Про ёжиков (57)
  Родом из Детства (341)
  Суицид/Эвтаназия (75)
  Способы выживания (314)
  Эротика (67)
  Вкусное (38)
По форме
  Циклы стихов (141)
  Восьмистишия (263)
  Сонеты (114)
  Верлибр (162)
  Японские (176)
  Хард-рок (46)
  Песни (158)
  Переводы (170)
  Контркультура (6)
  На иных языках (25)
  Подражания/Пародии (148)
  Сказки и притчи (66)
Проза
• Проза (633)
  Миниатюры (344)
  Эссе (33)
  Пьесы/Сценарии (23)
Разное
  Публикации-ссылки (8)
  А было так... (477)
  Вокруг и около стихов (88)
  Слово редактору (11)
  Миллион значений (40)

Кто здесь??
  На сервере (GMT-0500):
  05:50:33  29 Mar 2024
1. Гости-читатели: 44

Смотрите также: 
 Авторская Сводка : Asia
 Авторский Индекс : Asia
 Поиск : Asia - Произведения
 Поиск : Asia - Отзывы
 Поиск : Раздел : Проза

Это произведение: 
 Формат для печати
 Отправить приятелю: е-почта

«Цена мечты»
21-Jun-03 06:53
Автор: Asia   Раздел: Проза
Это произошло в первые месяцы моего пребывания в Израиле. Соседка по дому, с которой я подружилась, попросила об одолжении. Каждый четверг она убиралась на вилле. И в этот раз у нее было неотложное дело, и надо было ее заменить.
При олимовской жизни не очень-то капризничаешь, тем более, что я сама вынуждена была подрабатывать на такой же "интеллектуальной" работе. Соседка целый час инструктировала меня. Наконец, уверовав, что я все сделаю лучшим образом, выдала ключи и написала на бумажке адрес. Четко следуя ее указаниям, добралась на автобусе до нужной остановки, и дорога сама привела меня к входу.
Я открыла калитку… и мне показалось, попала в рай. На улице пыльно, жарко, шумно, а здесь покой, тишина, прохлада. Сад вокруг дома был небольшой, но, видимо, ухаживал за ним человек со вкусом. В доме царил уют. Все здесь: картины, мебель, предметы - были подобраны с любовью, без лишней роскоши, но с удивительным изяществом.
Впервые после начала моей трудовой деятельности в Израиле я с удовольствием убиралась, просто наслаждаясь работой и пребыванием здесь. Закончив, еще раз прошлась по комнатам, проверяя, все ли в порядке, и любуясь чужим жилищем.
Вдруг открылась боковая дверь в сад, и вошла женщина. Она не была красива, если иметь в виду обычный стандарт красоты, но в ней было столько обаяния, что это сразу расположило меня к ней.
- Хотите пить? - спросила она. - А есть? Я очень голодна. Давайте позавтракаем вместе! Очень не люблю есть одна.
От неожиданности я даже обернулась, с кем это она разговаривает так по-приятельски? Увидев мое изумление, женщина расхохоталась:
- Я с вами, с вами разговариваю. Давайте познакомимся. Меня зовут Аня.
Я тоже представилась, и мы, забыв о времени, весело пили кофе и болтали обо всем, как будто были знакомы очень давно. Я все больше и больше удивлялась ее открытости и легкости, с которой она рассказывала о своей работе, о своей семье, о своей сказочной любви.
Много лет эта история жила во мне, просилась на бумагу. И вот она перед вами.

Любите ли вы сказки? А сказку о Золушке? У всех народов и во все времена есть своя Золушка и свой Принц. Когда ты ребенком слышишь эту сказку, она начинает жить внутри тебя, становится твоей мечтой, твоими алыми парусами на всю жизнь.
И проходит много лет, прежде чем ты понимаешь, что твоя мечта не сбылась, и ты по-прежнему Золушка, и не было в твоей жизни ни доброй феи, ни чудесного бала во дворце, ни сказочного принца, ни хрустальных башмачков, по которым принц мог бы тебя отыскать. А вокруг лишь серые безликие будни.
Конечно, умом понимаешь, что судьба дала тебе прекрасных детей, и это огромное счастье, но все-таки ты упорно ждешь, что еще не все потеряно и будет в твоей жизни и дворец, и бал, а самое главное - Принц, потому что вокруг одни придворные, и никто не привлекает твоего внимания.
С возрастом ты прикипаешь к взрослому варианту "Золушки" - для меня это был фильм "Красотка". Сколько раз я его смотрела, даже не помню. Конечно, дело не в сюжете, а в смысле, когда появляется прекрасный Принц и превращает Золушку в Принцессу. Здесь и современный номер люкс, наряды от лучшего кутюрье, драгоценности, машины, даже самолет.
Сотый раз, глядя на экран, я с восхищением наблюдаю игру Джулии Робертс. Это моя любимая актриса. Постепенно увлечение ее игрой переросло в навязчивое желание, чтобы Джулия исполнила главную роль в том фильме, который сыграла со мной жизнь. Но вот беда: я понятия не имею, как найти ее, чтобы предложить ей главную роль. Написать письмо в Голливуд? Это все равно, что на деревню дедушке. И все-таки, я надеюсь на чудо, теперь я знаю точно, что чудеса иногда случаются.

Со вздохом жалости я захлопнула очередной любовный роман и посмотрела на красочную обложку. На ней белокурую красавицу с пышной грудью и тонкой талией обнимал очередной красавец-мужчина, мечта любой женщины, смелый, мужественный, честный, который обязательно спасает ее из самых жутких, порой смертельных ситуаций, при этом оказываясь потрясающим любовником, а самое главное - верным.
Сколько можно мечтать, глупышка! Ведь мне уже тридцать шестой год. Всю жизнь я жду неземной любви и своего мужчину, который непременно появится и спасет меня, но жизнь почти закончилась, а мечты так и остались мечтами... наивными, радостными и чуть глуповатыми.
Вспоминаю себя. Ведь в моей жизни уже была любовь. Увидев его, я вся засветилась от счастья. Все отговаривали меня, даже его друзья, ведь богатое тюремное прошлое говорило само за себя, но я была слепа. А он хитер, ловок, а как умел в нужный момент нужному человеку сказать именно то, что от него ждали в этот момент, и неважно, что он тут же об этом забывал. Нет, я тоже виновата, ведь думала, что влюбилась и бездумно неслась навстречу своему счастью.
Мы прожили вместе тринадцать лет. Это были страшные годы - одиночества вдвоем, которое я по своему малодушию пыталась разрушить, но не смогла, уговаривая себя, что у детей должен быть, хотя бы формальный отец. Он хотел детей, но только до момента их появления на свет, а потом его только раздражал их бесконечный крик, болезни и другие неудобства, связанные с ними. Они просто раздражали его, и он старался убежать из дома, лишь бы не слышать и не видеть их.
Затем его друзья безжалостно сообщили мне, что он завел другую семью, однако регулярно требовал от меня выполнения супружеских обязанностей, при этом уверяя любовницу, что с женой не спит. В этой жизни каждый верит в ту сказку, которую сам для себя сочиняет. Так и у нас: он верил, что ловок и изворотлив, она - что он спит только с ней, я - что терплю все ради детей.
Наконец, приезд в Израиль. Я хотела ехать одна, и мы почти расстались, как чужие люди. Но в последний момент он передумал, весьма хитро решив воспользоваться ситуацией, уверяя меня со слезами на глазах, что не оставит детей, что не сможет без них. А я, как всегда, струсила, решив, что лучше такой отец, чем никакого. Однако жизнь, увы, не терпит лжи. Мы разошлись. Этот человек обманул нас с детьми, настояв на бессмысленной покупке квартиры, которую надо теперь мне одной выплачивать двадцать восемь лет. Обокрал, уверяя, что он уедет из страны, но при разводе, выторговав себе минимальные алименты, тут же передумал платить.
-Мне деньги самому нужны! - заявил он.
Конечно, я обратилась в Битуах Леуми, и государство позаботилось о моих детях, но квартира забирала почти все пособие.
Этот человек приходил к детям недолго, затем снял комнату у знакомых, и дети ходили к нему. Но он быстро понял, что дети стоят денег. К тому же появились друзья, затем женщины (простоя в этой области у него никогда не было, так как он боялся, что вдруг заржавеет), поэтому в один прекрасный день он попросту сбежал от нас, долго не давал о себе знать, скрываясь от Битуах Леуми. Однажды встретил дочку из школы в День ее рождения, подарил цепочку, оставил адрес и снова скрылся.
Ребенок попытался найти папу по этому адресу, но безуспешно. Затем от знакомых мы узнали, что он очередной раз удобно пристроился к молодой женщине, сразу распознавшей в нем выгодного жениха. Они сняли вместе квартиру, и он вновь влюблен, вновь счастлив, одновременно уверяя в этом и ту женщину, ради которой он бросил семью.
Настолько счастлив, что однажды, столкнувшись с дочкой на пляже, лежа рядом с ней, отвернулся от своего ребенка. Что творилось с ребенком, который никак не мог понять, почему папа так жестоко поступил с ней?!
-Может быть, он тебя не узнал? - со слабой надеждой спросила я.
-Что ты, мама, он даже осторожно наблюдал за мной.
Пришлось объяснить потрясенной девочке, что, видимо, ее папа не сказал лежащей рядом тете, что он бросил троих детей, даже не вспомнив об их существовании, чтобы она неосознанно не стала презирать его. Я не продолжила при этом, что он всегда считал себя королем, которому женщины должны смотреть только в рот и слепо восхищаться.
Никогда не пойму, как можно жить спокойно, есть, спать, не зная, сыты ли твои дети, здоровы ли, что с ними, как растут, как взрослеют. Хотя и не удивишься, ведь его собственные родители развелись, затем делили его с одной целью, чтобы не платить алименты. Поэтому, человек, не знавший в детстве хотя бы элементарной ласки, не способен любить кого-то по-человечески.
Конечно, я понимала, что в разводе виноваты мы оба, но свято верила, что такое отношение к детям наказуемо. Все считали, что я преувеличивала. Но однажды открылось, что он привез сюда свою любовницу, а поскольку в МВД поинтересовались, почему он, русский, не уехал обратно, а привез ее сюда, то этот человек тут же ответил, что он не может покинуть Израиль, так как здесь его трое детей, без которых он жить не может. Это детей, которым он пять лет не платил алименты?! Которых не видел?! Которым даже не звонил по телефону?!
В общем, я давно поняла, что справедливости не существует. И даже благодарна той женщине, если бы не она, я до конца дней своих терпела бы его. Спасибо, родная, ведь ты взяла на себя наши общие рога, а то так неудобно было носить их вдвоем, к тому же, он тебе добавил их здесь, живя, якобы один. Так что я действительно рада, что избавилась от всей этой грязи.
Ведь все равно этот человек никогда не был им настоящим отцом: для этого нужно любить, отдавать себя, чем-то жертвовать, а это не всем дано.
Больше всех мне было жаль Малыша. Он все время переживал, где его папа, считал, что он далеко работает. Когда закончит работу - приедет. Мы не разуверяли его. Пусть лучше растет с этим, чем знает, каков его отец на самом деле.
Я обожала своих детей, растила, помогала им взрослеть.
Конечно, очень нелегко поднимать троих одной. Как снежный ком увеличиваются и наваливаются бесконечные материальные проблемы, очень трудно со старшим, когда рядом нет любящего строгого отца.
Да, не поверить, но ему уже шестнадцать будет в июле.
Ой, куда-то далеко залетели мои мысли, - я снова погладила роман и вздохнула: "Да, видно не видать мне уже большой любви. Вон и героини все молоденькие, да хорошенькие, а я уже почти бабушка".



В Израиле, если ты не выучил язык, не молод, нет особого везения, маленький ребенок, то очень трудно найти работу. Поэтому я пять лет подрабатывала самым "интеллектуальным" трудом - уборкой, пока, наконец-то, мне повезло. Я познакомилась с двумя милыми женщинами, которые основали амуту, пытающуюся помочь людям, не нашедшим свое место в этой стране, невостребованным талантам, инвалидам, а также просто одиноким людям, ищущим свою половинку.
У меня всегда была легкая рука на знакомства, еще в России я всех своих подруг знакомила с будущими мужьями, пока не попалась в сеть сама.
Здесь в Израиле проблема одиночества стоит очень остро. Распадаются семьи, потому что трудности сплачивают только самых мужественных, порядочных и любящих бескорыстно людей. Остальные не выдерживают испытания и разваливаются, как карточный домик. Много сил и здоровья уносит работа. Заниматься устройством своей судьбы - уже нет времени.
Работа с людьми всегда привлекала меня. Я с удовольствием окунулась в сложный мир человеческих отношений, а если удавалось кому-то помочь найти свое счастье, я была очень рада.
Но одновременно с этим работа с людьми не бывает простой. Каждый предъявляет просто огромные требования к будущему партнеру и ноль требований к себе. Многие не хотят и не умеют идти на компромисс. Видимо, так мы, люди, устроены.
У меня был маленький кабинетик, уютная и доверительная атмосфера которого располагала к задушевным беседам, что было очень важно. Именно тогда человек по-настоящему раскрывался, и мне легче было почувствовать, кого именно предложить в партнеры. Каждый человек обладает свойственным только ему энергетическим полем - и я это могла чувствовать. Важно было найти похожее энергетическое поле, тогда, несмотря на различия во взглядах, партнеры на удивление быстро находили друг друга.
За несколько лет работы в амуте я соединила многие пары, со многими подружилась. Особенно меня радовали удачи в "тяжелой" весовой категории, это за шестьдесят и выше.
Однако сегодня явно был неудачный день. Два человека, записавшиеся на встречу со мной, не пришли по разным причинам. Они позвонили с опозданием, извинились и перенесли встречу на другое время. Разочарованная, я уже собралась уходить, как вдруг услышала - хлопнула входная дверь.
Обычно в соседнем кабинете вела прием психоаналитик Наташа - очень яркая и интересная личность, но сегодня прием у нее был отменен - грипп в Израиле никогда не кончался, очередная его волна накрыла Наташу с головой.
Я не из пугливых, но на душе стало как-то беспокойно: "Кто же это может быть?"
Подняв глаза, я увидела человека, заполнившего собой дверной проем, и невольно вскрикнула от удивления: все, как в романе, лежащем передо мной на столе, - черные смоляные волосы кое-где с проседью, которая скорее украшала его, чем говорила о возрасте. Серые с голубым отливом глаза с длинными ресницами служили достойным украшением, а некоторая синева щек, свойственная жгучим брюнетам, не могла испортить очарования этого удивительного мужчины. На нем были брюки и рубашка - не знаю, от какого портного, но чувствовался высший класс.
А аромат, распространившийся по комнате... Это был запах настоящего мужчины! Да, в наше время такие экземпляры встречаются крайне редко, впору заносить их в Красную книгу.
А фигура! Само совершенство. Забыв обо всем, я восхищенно смотрела на него, разглядывая его как единственный и неповторимый экспонат, появившийся передо мной. Вдруг страшная мысль пронзила меня...
- Вы настоящий? - воскликнула я. - Можно дотронуться до вас?
Он рассмеялся, как ребенок, и это окончательно покорило меня.
- Можно даже ущипнуть! - протянув руку, он дотронулся до моей руки. Нас как будто мгновенно ударило током и отбросило в разные стороны. Он недоуменно посмотрел на свою руку, затем представился: "Симор", - но руки больше не подал.
- Можно присесть? - вежливо спросил он и, решительно придвинув кресло к столу, сел, не дожидаясь моего приглашения.
- Да, конечно, - спохватилась я и опустилась на свой стул. - Слушаю вас.
Честно сказать, до сего времени мне казалось, что он не туда попал и сейчас уйдет. Симор поднял на меня свои чудесные глаза - теперь они были цвета холодной стали.
"Как у хамелеона", - подумала я, пытаясь лихорадочно сообразить, какое дело могло привести сюда этого красавца, по-прежнему уверенная, что это просто недоразумение.
- Итак, я слышал, что вы умеете хранить чужие тайны. Мой друг, который рекомендовал вас, доверил вам свою тайну больше года назад, и до сих пор о ней никто не знает. В наше время, когда даже суперсекретную информацию сохранить невозможно, это небывалый случай.
Я мысленно усмехнулась: конечно же, я помнила его друга и его тайну. Это было так забавно, хотя в тот момент было совсем не до смеха.
- Хочу, чтобы вы дали мне слово, прежде чем я начну рассказ, что вся эта история останется между нами.
- Успокойтесь, чужие тайны меня не касаются, я только помогаю их владельцам (если бы я только знала в этот момент, как глубоко заблуждалась).
- Что ж, - задумчиво произнес Симор, - поладим и на этом. Буду краток. Я влюблен безумно, и это огромное чувство заполнило всю мою жизнь.
Конечно, вы удивитесь его откровенности, но я к этому привыкла. Видимо, это феномен, когда совершенно чужому человеку мы показываем себя изнутри, доверяем то, что никогда бы не открыли близким людям.
- До этого я был два раза женат официально. У меня было много женщин. Ну, вы понимаете… - он многозначительно посмотрел на меня.
"Конечно, - усмехнулась я про себя, - еще бы не понять: наверное, раздавал свои "автографы направо и налево".
- В обоих браках у меня не было детей. Вторая жена настояла на полном обследовании, при котором выявился печальный факт, что я способен стать отцом в одном случае на миллион. А профессор, хлопнув меня по плечу, цинично заметил, что, по крайней мере, одна проблема уже решена - не надо предохраняться моим красоткам, а это в наше время огромная и неожиданная радость. С тех пор я много лет жил в свое удовольствие. Но вот я встретил женщину своей мечты... - при этих словах глаза его растаяли, цвет их стал тепло-голубым, они подернулись сероватой дымкой, дымкой романтики и влюбленности. Я по-человечески позавидовала: в наше время человек, тем более мужчина, способен так любить?!
- Она так прекрасна! Молода, умна, талантлива!
- О боже, сколько достоинств в одном человеке! Невероятно! А утверждают, что ангелы на земле не живут! - сказала я, но тут же замолчала, спрятав свои мысли подальше.
"Что за неуместная ирония: ясно одно - он влюблен, а влюбленные слепы, увы..."
- Но при чем здесь я!?
- Понимаю ваш вопрос, - уловив мое недоумение, продолжал он. - Но я хочу, чтобы вы внимательно выслушали меня, каким бы невероятным вам не показался мой рассказ.
Что-что, а слушать я умею, ведь человека часто просто некому выслушать до конца, как это ни странно.
- Мы с ней встречались целый год. Это был божественный год! Самый счастливый в моей жизни! - он вдруг резко встал и зашагал по комнатке, потом, снова сел на стул и продолжал, глядя прямо мне в глаза. - Но затем произошло что-то страшное. Она вдруг решила, что ей нужен титул, ей мало одного богатства. Она объявила мне, что выходит замуж за богатого и знатного старика, у которого свой бизнес в Америке и Израиле. А через два года потребует развода, и только тогда мы будем вместе. Таким образом она хотела наказать меня.
Мужчина обхватил руками голову, и видно было, что он очень страдает. Я поймала себя на странной мысли, что мне хочется протянуть руку и погладить его по голове. Что это со мной сегодня? Какая муха меня укусила? Поборов искушение, молча ждала, когда он продолжит рассказ.
-Сейчас она здесь с мужем. Я не знаю, как пережил все это, - он уже вполне владел собой. Лицо его вновь стало непроницаемым… - У меня осталось в жизни только одно желание: отомстить и вернуть, так как жить без нее не могу. Буду откровенен до конца. Я предложил ей выйти за меня, она согласилась, но поставила неожиданное... и - он грустно усмехнулся, - в устах этого ангела... условие, что в брачном контракте должен быть пункт, где указывается, что при разводе все имущество делится между супругами.
- Нет! Нет! - опередил он мой недоуменный вопрос. - Здесь нет никакой корысти. Просто она из небогатой семьи, уверяет меня, что чувствует себя неловко из-за моего богатства, поэтому такой пункт, как бы, уровнял нас в правах. Конечно, это просто условность, так как она без ума от меня и, конечно же, не допускает мысли о разводе... Да! - он поднял на меня глаза. - Совсем забыл рассказать о себе. Я говорю по-русски с акцентом, так как это язык моих предков, которые в 1914 году эмигрировали из России в Америку. Их дебют оказался удачным, и теперь я единственный наследник огромного состояния.
Он рассказывал о своих владениях, сыпал названиями, но я не слушала его, а упивалась мыслью, что рядом со мной сидит настоящий миллионер! Нет, что он там говорит? Мультимиллионер! Я в шоке! Это сказка! Как в кино! Однако я стряхнула с себя оцепенение и снова стала вслушиваться в его рассказ.
-Я не мог выполнить это условие, так как мои родители погибли в авиакатастрофе. Вертолет, в котором они летели, разбился, а бабушка с дедушкой перед смертью взяли с меня слово, что как бы ни устраивал свою личную жизнь, но отдавать состояние никому не должен, даже жене и детям, если бы они у меня были. Я обожаю ее, но я человек слова, поэтому она решила меня наказать, доказывая, что, если мужчина любит, то отдаст любимой все, как это делает ее нынешний муж. Это глупость, но она специально привезла мне показать брачный договор, чтобы я убедился, насколько велика его любовь и насколько жалка и мелочна моя. Два месяца я был не в себе. Но сейчас хочу только одного - мстить. Пусть через два года мы будем вместе, но прежде я хочу наказать ее, и даже придумал как.
Его глаза наполнились горечью и гневом, стали темно-синими, и я в очередной раз удивилась его способности менять цвет глаз. А главное, чувствовала боль его сердца, которое он обнажил на секунду передо мной - сердце обиженного ребенка. Но это длилось только секунду. Затем он опять стал невозмутимым и непроницаемым.
У меня так и вертелся на языке вопрос: "Что же вы от меня хотите?!" Но я снова решила набраться терпения, зная по опыту, что такие рассказы лучше не прерывать.
Тем временем он тяжело вздохнул и продолжал:
- Я долго обдумывал, как проучить ее и доказать ей, что она заблуждается насчет меня, чтобы, когда мы поженимся, у нас больше не было недоразумений.
"Господи, - подумала я, - действительно влюбленные глупеют. Ведь дураку понятно, что эта бессовестная использует его, ей нужны только его деньги, а не он сам. Глупый! Ведь если бы я его любила, для меня деньги не имели бы значения. Хм! Ведь я для него не существую, ведь я для него не женщина. Ничто. Обидно, но факт".
Вновь усилием воли заставляю себя слушать его, а не поощрять идиотские мысли, возникающие у меня в голове.
- И вот, что я придумал. Только вы и я будем знать правду, остальные будут знать только то, что должны. Это очень важное условие, так как я уверен, что она любит меня больше жизни, поэтому наймет сыщиков, которые будут докладывать обо мне все, вплоть до моего дыхания. Я и сюда сбежал тайком, чтобы об этой нашей встрече не знал никто. Только я и ты.
"Когда это мы перешли на "ты"?" - подумала я удивленно. Однако промолчала, отдавая дань его неотразимому обаянию. Обижаться было бессмысленно: в Израиле обращаются друг к другу на "ты". Только наши олимы упорно держатся за знакомое "вы".
-Так вот. Я хочу жениться на два года. На женщине на десять лет старше ее. Чтобы эта женщина была забита жизнью до предела. Я не знаю, правильно ли это по-русски, но думаю, что ты понимаешь меня.
Я молча кивнула. Странное чувство вдруг охватило меня - ощущение, что ты подходишь к краю обрыва и думаешь, отступить или шагнуть вперед, не успев решить, медленно падаешь с обрыва...
Продолжение следует...
–>

Произведение: «Цена мечты» | Отзывы: 6
Вы - Новый Автор? | Регистрация | Забыл(а) пароль
За содержание отзывов Магистрат ответственности не несёт.

Принято мною
Автор: Марина Збронская - 21-Jun-03 06:53
(подпись)

-> 

Отзыв, написанный не мною...
Автор: Asia - 21-Jun-03 14:55
Квинтэссенция фирайнеризма
или Путеводитель по жизненному морю для
интеллигентной женщины.


Страх пишущего перед прописными истинами проявляется, прежде всего, в его отношении к выбору темы. Его темперамент не похож на простое уравнение. Эмоциональные и аналитические стороны его натуры постоянно вступают в единоборство, причем то одно, то другое одерживает верх, и лишь иногда происходит слияние. Но вот оно произошло, и читатель ощутил результат.
Благодаря физической стороне любви мы все слишком земные, а наименее предубежденные из нас интуитивно знают так много об этом, что добавить что-либо не представляется возможным.
Женщины с помощью мужчин боролись за свое раскрепощение и постепенно развенчивали устаревшую идею о том, что женщине не дано сравниться с мужчиной в своих возможностях и по положению. Но когда женщины начали побеждать, была изобретена система, которая закабалила их иным путем. Женщину освободили от любви. Секс без любви – вот что стали выдавать за раскрепощение женщины.
Эти мысли приходят в голову, когда читаешь недавно опубликованную в литературном журнале «Начало» (издание муниципалитета Ашдода, 2002) повесть «Цена мечты» Аси Фирайнер.
Если смотреть на эту повесть с точки зрения схемы ее сюжета, то кажется, что она изначально обречена на провал – уж столько раз и разноракурсно писали о положении эмансипированной женщины. Сюжетно и фабульно автор «Цены мечты» ничего нового не привнес в повествование. Но… сущность повести «Цена мечты» - в едва заметных невооруженному глазу отклонениях от стереотипа, от давящего на автора набора расхожих тем, избитых образов, имеющих обманчивый ореол художественного образа. Впрочем, писатель, на которого ничто не оказывало бы влияния, - недостижимый случай. Все карабкаются по ступенькам вслед за предшественниками. Сказочный образ нелюбимой дочери в семье Золушки стал метафорическим ориентиром для создания образа главной героини повести. А роль Принца в ней реминисцентно примыкает к греческому мифу о легендарном скульпторе, царе Кипра, влюбившемся в изваянную им прекрасную девушку Галатею, одну из морских нимф. Рассказ строится по двум схемам и ранжирам одновременно – «Золушка и Принц» и «Пигмалион и Галатея».
Жизнь, как известно, лучше всего сама сочиняет истории, да вот только писать она не умеет. А многие современные авторы толкуют известные мысли, известные чувства, известные приемы… В центре повести «Цена мечты» личностный кризис на переломном этапе репатриации из России в Израиль. Обремененная детьми, невзрачная, одинокая женщина, пережившая измену мужа, устраивается на рутинную работу в брачную контору. На другом полюсе некий сказочный богач, испытавший боль измены красавицы-жены, обрающийся в брачную контору со своим конфиденциальным планом возвращения жены в лоно семьи: инсценировка его женитьбы на бедной и несчастной Золушке должна-де побудить меркантильную и отнюдь неравнодушную к богатству жену жестоко осознать свой опрометчивый шаг... Так сказать, операция Fibris pritvorialis.
Авантюристический спектакль удался – роль Золушки убедительно сыграла сотрудница брачной конторы Анна. «Изваянная» Пигмалионом Галатея тем временем из «лягушки превратилась в царицу». Пигмалион влюбляется в свое создание – и женится на ней...
Манерой своего повествования А.Фирайнер показывает, что существует еще одна возможность изображения действительности. Автор опровергает утверждение Платона, что подражательное искусство стоит на третьем месте от истины. Освободившись от клишированного художественного явления, А.Фирайнер обнаружила умение найти «новый старый» материал и новые приемы его реализации в произведении. Она прививает читателю мужество увлечься рассказом, создавая повесть= дискуссию, рассчитанную на сомыслие читателя, который, впрочем, не всегда может легко отличить авторский голос от увлекательного монолога героини. Автор как бы выполняет чеховский наказ: над повестями можно плакать, и стенать, можно страдать заодно с героиней, но нужно это делать так, чтобы читатель не заметил.
А. Фирайнер несомненно одарена творческой фантазией. Она мыслит, рассуждает и чувствует образами. У писательницы получается, чем объективнее, тем сильнее впечатление. Она умело сочетает волнение со спокойным, сосредоточенным созерцанием, необходимым для художественной работы. Объективность дает себя знать опосредованно.
А. Фирайнер созидательно осторожна. Она сознательно оберегает творческую непосредственность. Ее произведение – это сгусток реальности, который взрывается в сознании читателя. Это поистине путеводитель по житейскому морю для интеллигентной женщины.
Героиня повести – реальный человеческий тип. Ее характер дан в его многоплановости и в динамике. Специфическое сугубо фирайнерическое соотношение характера и сюжета в «Цене мечты» показывает, что не факты и события, а характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществлялись, заставляют автора избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Здесь как раз и «сама собой» образуется концептуативность литературного образа. И это при том, что оценочные сведения о героине сообщаются как бы ею самой на стыках авторского описания и рассуждения главного действующего лица. Автор умело выявляет возможности саморазвития героини через взаимоотражения.
Некая девственность ощущается в поэтике письма А.Фирайнер. Впрочем, в сфере духовной жизни девственность плодоносна. С особенной силой это проявилось в самом трудном писательском деле – в организации полноценного внутреннего монолога, создающего модель души героини, в монологе «про себя», имитирующем эмоционально-мыслительное состояние действующего лица. Этот способ передачи чувств и мыслей – разговор с самим собой – удается автору. Более того – мы обнаруживаем разновидности внутренней речи. В одном случае это самораскрытие, в другом – игра ума, в третьем – исповедальные откровения, с ним соседствует обращение «в сторону», написанное как ироническая самооценка, наконец, совершенно отвлекаясь от сиюминутных дел, за пределами подсознания писательница раскрывает свою собственную суть. Нет, это не эксгибиционизм, а метафорически закодированный рассказ о себе, когда от наготы негде укрыться, а к неловкости ситуации приспособиться невозможно.
А Фирайнер доказала, что даже к тривиальной теме не следует приближаться любительски, дилетантски.
Благодаря вездесущной подвижности центра повествования, жизненный путь и философия жизни героини вырастают в символ: фирайнеризм – это поведение, устраняющее материальный дискомфорт, но ведущее к душевному дискомфорту – явление, неоднократно описанное в художественной литературе (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой др.) Это особое психологическое явление, когда сознательное Я (внутренняя « цензура») подвергается различным преобразованиям. Чувства собственной неполноценности героини соседствуют с угрозой ценности и значимости личности. Под давлением нужды реальное содержание сознания героини вступает в конфликт с Я - концепцией. Импульсы, провоцирующие тревогу, вызывают их перманентное повторение. Ключевое для всякого художественного произведения понятие «конфликт» писательница заменяет понятием «диалог». А сам процесс развития эго=психологии героини сводится к адаптации. Фирайнеризм – это и проблема соотношения ценностей и свободы воли, духовного и душевного. Автор умело пользуется приемом подчеркивания второстепенного для оттенения первостепенного.
Мечта сбылась. Сказка состоялась. Хеппи-энд? Впрочем, читатель готов к неоднозначному восприятию « счастливого конца».

Григорий Окунь.
P.S. Написав рецензию, я задал себе вопрос: все ли в повести так безоблачно с точки зрения художественности? Нет ли каких-либо огрехов или изъянов? Нет, не все безоблачно. Есть упущения в построении образной системы, в композиционной комбинаторике, в речевой характеристике персонажей, в работе над портретами действующих лиц… Перед нами, однако, стояла задача воссоздать неординарное явление, которое представляет собой в истории новейшей израильско-русской литературы Ася Фирайнер и ее повесть.
В добрый путь!
Григорий Окунь,доктор филологических наук.



-----
Asia

-> 

ммм... а полный...
Автор: Пенелопа - 24-Jun-03 03:21
ммм... а полный вариант будет?
(с надеждой в голосе и заинтересованным блесокм в глазах)... особено после прочтения отзыва, написанного Вам...

->