Ритмы

Автор: Геннадий Казакевич


Здесь собраны вместе эксперименты с метрическими твердыми формами, малоизвестными в русской поэзии.

Сестина – твердая форма белых стихов, ведущая начало от французского поэта-трубадура XII века Арно Даниэля (Arnaut Daniel). Сестина состоит из тридцати девяти строк - шести шестистиший и трехстишия. В конце строк шестистиший, по правилу 123456 612345 ... 234561, циклически повторяются одни и те же шесть слов. Все шесть слов снова появляются в заключительном трехстишии.

«Трубадурское»

(Сестина)

Поверив, что она необходима -
Мерцать на землю чуть заметным светом,
Идущему светить по направленью
Через ночную тьму к своей любимой,
Выходит на подмостки небосвода
Далекая прекрасная звезда.

Но то же делают другие звезды
И верят, что они необходимы,
И что без их мерцающего света
Идущему не видно направленья
Во тьме ночной к заждавшейся любимой
Под куполом ночного небосвода.

И вот поэтому на сфере небосвода
С заката до восхода спорят звезды,
Которая из них необходимей,
Кто больше помогает звездным светом
Идущим не сбиваться с направленья
К теряющим терпение любимым.

Что до сидящей у окна любимой,
Не слышен ею спор на небосводе,
И кажется, что все на свете звезды
Сегодня ночью ей необходимы,
Чтоб дать идущему как можно больше света,
Чтоб он не перепутал направленье...

Но звездный путь меняет направленье,
И исчезает свет звезды любимой
В падении – от склок на небосводе,
Где продолжают спор другие звезды
О том, как все они необходимы,
И что останется без их ночного света...

Своей звезды не видя больше света,
Идущий не находит направленья
К напрасно ожидающей любимой.
Напрасен свет светил на небосводе -
Другим другие в небе светят звезды,
Другим, а не ему необходимы.

А мне не так необходимы звезды -
К любимой и под темным небосводом
Без света их найду я направленье.



Физическое...

(Сестина)

Все в мире силы физике известны.
Под властью их движение объекта
Из пункта А в пункт В. Линейно время.
Трехмерное евклидово пространство
Вмещает все. И не имеет смысла
Противодействие в контакт вступивших тел.

Но если сила действует на тело, -
Еще со НьЮтона теория известна, -
Нет в мире материального объекта,
Готового борьбу прервать на время
За свой кусок трехмерного пространства,
Поняв, что нет в сопротивленьи смысла.

А в примененьи силы мало смысла,
И к самому податливому телу,
Поскольку результат давно известен:
Не могут силы вытеснять объекты, -
Пока сомнений нет – линейно время, -
За рамки бесконечного пространства.

Нет пользы от движения в пространстве.
Не много больше и в покое смысла
Инертного статического тела –
И этот результат давно известен –
Случаен выбор силами объектов,
Непродолжительно покоя время.

Поэтому приходится все время
Без продыха барахтаться в пространстве,
Не думая о тайном жизни смысле,
О бренности физического тела
И о его конце давно известном -
Под камнем стать положенным объектом.

Достойны изучения объекты,
Живущие назначенное время
В бездушной бесконечности пространства,
Ни йоты не желая знать о смысле,
Их появленья в оболочке тела,
И о конце доподлинно известном...

Мне лишь один смысл бытия известен –
Пространство около любви объекта
И свежесть тела в утреннее время.


Вилланель

Возникновение вилланели связывается с именем французского поэта XVI века Жана Пассера (Jean Passerat). Вилланель встречается в английской литературе XVIII- XIX веков и возродилась в XX веке в творчестве таких поэтов-модернистов, как Уистан Оден и Элизабет Бишоп. Вилланель состоит из девятнадцати строк - пяти трехстрочных строф и последней строфы-четверостишья. Первая и третья строка первой строфы по очереди повторяются в последних строках последующих строф и появляются вместе в последних двух строках стихотворения. Все средние строки трехстиший рифмуются между собой. Повторяющиеся строки могут немного меняться от строфы к строфе, как это сделано в моем упражнении.


Что нужно знать, чтобы писать вилланели?
В сколько слогов умещается слово любви?
Новые песни сегодня поют менестрели.

Как уместить в стихотворный размер птичьи трели?
Есть ли какой-нибудь ритм в завываньи пурги?
Что нужно слышать, чтобы писать вилланели?

Чудятся в ветра ворчании стопы хорея.
Ямбом стекают по крыше ночные дожди.
Звуки другие волнуют теперь менестрелей.

Краски восхода нежней бирюзы акварели.
День угасает пастелью вечерней зари.
Что нужно видеть, чтобы писать вилланели?

Пахнет поэзией хвоя у сосен и елей
И повышает процент вдохновенья в крови.
Запахи эти теперь не нужны менестрелям.

Осенью листья в саду, как всегда, облетели,
Раньше зимой зажигают ночные огни,
Снова весна – повторение строк вилланели...
В моде другие сравнения у менестрелей.


Временно...

(Пантун)

Пантун (pantun, pantoum) – прижившаяся в европейской поэзии малайская форма четверостиший. Пантун может состоять из произвольного числа рифмованных строф с рифмами abab. Важна последовательность строк - «четыре шага вперед, два шага назад» - 1234 2546 5768 .... Стихотворение должно начинаться и кончаться одной и той же строкой.


В моем зеркале временно
Отражается вечность –
Горсть земли на мгновение
Поднялась на поверхность.

Отражается вечность
И в глазах у дельфина –
Поднялась на поверхность
Океана пучина.

Но в глазах у дельфина
Нет сомнений и сплина;
В океана пучине
Глупость – грусть без причины.

Все сомненья и сплины,
Все благие намеренья,
Глупость, грусть без причины -
В моем зеркале временно.




(Опубликовано 01-Jun-04)   Отзывы: 4
Ссылка: http://kotlet.net/article.php?story=20040531214428480
Котлеты и Мухи: Начало  |  Автопилот: следующее!