Фиванская галерея

Автор: Альфин


О, Вселенная! Ты истинно бессмертное, несокрушимое творение Создателя, великое чудо, едва ли доступное мне для понимания. Хорхе Луис Борхес называл тебя библиотекой, а для меня ты – Галерея.
Галерея представляет собой коридор со стенами из мраморных плит и высоким, закруглённым потолком. Свет дают квадратные окошки, расположенные в самом верху.
Важнейшее, пожалуй, качество Галереи заключается в том, что она бесконечна. По крайней мере, я ещё не слыхал о человеке, дошедшем до выхода или хотя бы входа. Этот факт практически лишает меня и других Странников, т. е. обитателей Галереи, способности ориентироваться в этой непостижимой разуму беспредельности. Стоит заметить, что около семисот лет назад, в эпоху создания Галереи, некий дурак, или, возможно, мудрец, установил здесь милевые столбы из железа и бронзы, чтобы таким образом обозначить расстояния. Но разве могут они существовать в бесконечности? Или это непонятное мне явление указывает на то, что Галерея имеет некое завершение? Не знаю.
Как я уже ранее заметил, Вселенная обитаема. Однажды настало то судьбоносное мгновение, отделённое от однотонного полотна вечности, когда из тьмы небытия и хаоса появились мы, Странники. Единого мнения о нашем предназначении никогда не было, и каждый по-своему видит связь между собственной жизнью и существованием Галереи. Одни видят в ней саму тайну бытия, которую непременно следует постичь, другие стремятся покинуть Её, столь необъятную и, в то же время, такую ограниченную. А третьи просто ложатся на холодный пол, согревая его слезами отчаяния, и ждут забвения.
Поначалу я считал нужным выбраться из Галереи, но бесплодные попытки вскоре отбили у меня всякое желание покидать эти сверкающие стены, покрытые тенью вселенской мудрости. Тогда я полностью посвятил себя бессмысленному изучению и осмыслению бесконечности, однако плоды моих трудов оказались настолько ничтожными, что их, в принципе, можно не учитывать.
Для поддержания сил и жизни Странников в Галерее предусмотрено всё. Во всяком случае, я не никогда встречал лучших удобств. Через каждые сто шагов можно найти в стене комнатку без двери. Необъяснимым образом в ней всегда находится ломоть чёрного хлеба и чаша с чистейшей водой, а также соломенная подстилка для сна. Некоторые называют такие условия бедными. Бедными. Да, бедными. Неправда ли, странное слово? Даже будучи произнесённым тысячу раз, оно остаётся загадкой, глупым вопросом из числа тех, что не имеют ответа. Разве может слово “бедность” быть уместным во Вселенной, где отсутствуют какие-либо мерила богатства? Разумеется, нет.
История Странников – это неотъемлемая часть истории Галереи. Изначально Вселенная пустовала и тем самым была лишена всякого смысла, но пять веков назад появились Древние Странники. Тайна нашего рождения неизвестна даже нам самим, мы просто возникли и всё. Поныне в моей памяти отчётливо всплывает то мгновение, когда я впервые пришёл в сознание. Я открыл глаза и обнаружил, что лежу на мраморном полу, но, разумеется, тогда я ещё не знал таких понятий, как “пол”, ”Галерея” и т.п.
Жизнь текла неизменно и безмятежно, как река по равнине. У нас не было ни животрепещущих проблем, ни забот, ни любви и, очевидно, поэтому мы живём так долго, живём без жизни. Но прошло много времени, и во Вселенную вступили Новые Странники. На самом деле, мы мало отличались, даже, наоборот, во многом походили друг на друга. Но между нами пролегла бездонная пропасть, разделившая Странников на два народа: тех, кто появился вначале и тех, что пришли позже. Причиной тому было принципиально новое учение, принесённое пришельцами – война.
Фактически, противостояние не имело никаких причин, что, собственно, признавали почти все, но зато был смысл. Он заключался в том, чтобы убить другого, а самому выжить. Тогда я познал очередную истину: ужасно, когда смысл существует без причины, а идея без смысла.
В эту тёмную эпоху, наконец, выяснилось предназначение милевых столбов – их почти все перековали в мечи, и кровь огненным потоком (впервые за всё время) заструилась по узорчатому полу Галереи. Ярость и амбиции красной бурей пронеслись под древними сводами, оставляя длинный след из тысяч трупов. Это была война без неприступных крепостей, без полководцев, без армий, с манёврами лишь в две стороны: вперёд и назад. Постепенно ценой огромных жертв, которые невозможно подсчитать, мы вырезали Новых Странников, но некоторые из них до сих пор бредут по бесконечному коридору и волочат за собой оружие, ломкое от ржавчины.
Сейчас нас очень мало. Когда-то я каждый день мог увидеть одного, а иногда даже двух-трёх Странников, но вот уже двадцать лет мне никто не встречался. Хотя я сожалею о бессмысленной смерти столь многих, но не унываю и не падаю духом. Теперь я уже почти не воспринимаю окружающий мир, потому что совершенно поглощён главной тайной Галереи. Дело в том, что её стены покрыты небольшими мозаичными изображениями. Каждая картина состоит из 999 крошечных песчинок (не знаю, кто подсчитал их), на ней представлена единственная сцена, мгновение из жизни, прошедшей или предстоящей, какого-либо человека. Эта незавершённость числа 999 наталкивает на мысль о том, что где-то существует мозаика из 1000 песчинок, и она обозначает выход из Галереи, поэтому Странники всегда очень внимательно относились к каждому изображению, надеясь найти в них указатель или прочесть собственное будущее. Но мозаики разбросаны по стенам без всякой последовательности (хотя хаос – всего лишь особая форма порядка), из-за чего определить по ним свою судьбу практически невозможно. Даже находка единственной картины со своим изображением называется у нас великой удачей, поскольку чаще всего мы видим эпизоды из некой странной, другой жизни. Перед нами предстают роскошные пиры, величественные города, люди в богатых одеждах, моря, горы, небо – всё, чего нет в Галерее. Впрочем, через окошки в потолке, о которых я уже упоминал, всегда можно узреть небо. Но оно вечно дневное, без бурь и гроз, с редкими облачками, к тому же солнца в нём никогда не видно. После всего этого я начинаю полагать, что есть и другая Вселенная, ещё одна Галерея.
С недавнего времени ко мне пришла неизведанная ранее забота – чувство одиночества. На самом деле я уже очень давно одинок, но осознание этого пришло только сейчас. Однако мне уже посчастливилось найти прекрасное решение этой проблемы. Я рассудил так: если больше невозможно общаться с людьми, то почему бы не найти им замену? И я, кажется, нашёл её. Выход из создавшейся ситуации мне открыла сама Галерея. По обеим её сторонам возвышаются высокие статуи, справа – серебряные благоверные и мудрецы, слева – медные грешники и мифические чудовища. Два года назад я решился заговорить с ними. Спустя некоторое время и те, и другие стали отвечать мне, а иногда даже обращаются первыми. Чтобы говорить, им не требуется раскрывать своих ртов, они просто глядят на меня своими недвижными очами, и я всё понимаю.
Я вновь начал жить спокойно и беззаботно, но почему-то ощущаю, что уже не такой как прежде. Взгляд помутнел, голос ослаб, и ноги спотыкаются чаще. Но я больше ни секунды не стою на месте, ведь мой путь по-прежнему так долог. Я просто протягиваю вперёд руки и иду дальше.



(Опубликовано 17-Apr-06)   Отзывы: 1
Ссылка: http://kotlet.net/article.php?story=20060417054253170
Котлеты и Мухи: Начало  |  Автопилот: следующее!