ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО АРХИТЕКТУРЕ

Автор: Евгений Сухарев (Yevgeniy Sukharev)


Известно определение: архитектура — застывшая музыка.
Может быть. Не знаю. Для человека, попавшего в такой город, как Эрфурт, — для жителя Германии и уж тем паче иноземца, сие определение следует уточнить. Например: архитектура — застывшая история. Или еще лучше: застывшая словесность.
Именно так. Эвтерпа и Клио тут славно потрудились, оставив нам в неприкосновенности плоды своих рукотворных усилий. Что приводит любого, тем паче иноземца, в состояние культурного шока. Главный симптом его — инфантильная, младенческая потребность, по молчаливому младенческому незнанию языка, все потрогать руками.
Иосиф Бродский говорил о своем родном городе, что каждая деталь его пространства воспитывает человека, делает из него настоящего петербуржца. Чтобы стать настоящим жителем Эрфурта, мне кажется, нужно просто ходить по улицам альтштадта — древней, исторической его части, смотреть на его готику, понемногу добираясь до великолепно сохранившихся зданий, возведенных на рубеже эпох Бисмарка и Цепеллина. Века двадцатого тут относительно мало, даже архитектурные новшества брежневско-хоннекеровского социализма симпатичнее «совковых» и сетчатку не особенно царапают. Тем более что вся фабрично-заводская промышленность вынесена за черту города, воздух такой, что приехавшие из «совка» немедленно начинают задыхаться от недостатка пыли. О ней-то вообще можно говорить лишь теоретически. «Проверено. Мин нет».
Слава Богу, мин и тем более бомб в эрфуртской истории действительно не было. Поэтому все тут словно собрано в пучок. На одной из улочек альтштадта, радиально выходящих к Domplatz — главной, Соборной площади — типична такая картина. Посреди проезжей части, на брусчатке в два шага шириной, возле тяжеленных трехсотлетних деревянных ворот под тяжеленным висячим замком, напротив трехсотлетнего дома, стоит, как с конвейера, мерседес, весь в рекламе пепси-колы. Сочетание, от которого с непривычки мозги съезжают набекрень… Из мерседеса опрятный юноша в рабочем комбинезоне и серьгой в ухе достает пластиковый ящик, набитый этим самым, залитым в пластик чудом двадцать первого уже века. Ящик — для кафешки на два столика, в полушаге отсюда, в тени. Новое поколение выбирает известно что…
Брусчатка, булыжник — вещь, не менее потрясающая, чем дома. Уж ее-то хочется потрогать руками особенно, безо всяких на то причин и объяснений — себе и остальным. «Был ли это музей? Отчего не назвать музеем то, на что мы теперь глазеем?» — вопрошал Бродский своего друга Барышникова и был прав. Какой-нибудь, пусть крохотный, фрагмент хочется вставить в раму и повесить дома на стене. В состоянии культурного шока, молчаливо, со съехавшими набекрень мозгами и не такого пожелаешь. Кажется, что на фоне повального постмодерна и эклектики такое искусство выглядело бы настоящей классикой.
Так что, пока архитектура остается еще для новичка-эрфуртца застывшей словесностью, ходи по булыжным мостовым, вглядывайся в улицы и дома, останавливайся перед голосом органа, слушай колокола многочисленных соборов. Запомни купание диких уток на теплой реке. Вот они, сложив крылья, не боясь людского соседства, дремлют в траве привокзального парка, где поодаль высятся три детские фигурки из металла, с повязанными пионерскими галстуками — три людские расы… В этом городе венчались родители Баха и жил Отто фон Бисмарк. Тут соседствуют облаченные в камень Мартин Лютер и Юрий Гагарин. Время всех собирает в один пучок. И сам ты — его частица.



(Опубликовано 25-Jun-07)   Отзывы: 2
Ссылка: http://kotlet.net/article.php?story=20070624093508509
Котлеты и Мухи: Начало  |  Автопилот: следующее!