Добро пожаловать!  Регистрация  Автопилот  Вопросы..?  ?  
   
  НачалоАвторыПроизведенияОтзывыРазделыИтогиПоискОпросыНовостиПомощь   ? 
Вход в систему?
Имя:
Пароль:
 
Я забыл(а) пароль!
Я здесь впервые...

Сводки?
Общие итоги
Произведения
Авторы
 Кто крайний?
Старый Брюзга

Поиски?
Произведения - ВСЕ
Отзывы - ВСЕ
 Вокруг и около стихов
ВСЕ в разделе
Произведения в разделе
Отзывы в разделе

Индексы?
Начало
  Наблюдения (10)
По содержанию
  Лирика - всякая (5845)
  Город и Человек (375)
  В вагоне метро (25)
  Времена года (293)
  Персонажи (282)
  Общество/Политика (122)
  Мистика/Философия (646)
  Юмор/Ирония (630)
  Самобичевание (103)
  Про ёжиков (57)
  Родом из Детства (331)
  Суицид/Эвтаназия (75)
  Способы выживания (294)
  Эротика (67)
  Вкусное (37)
По форме
  Циклы стихов (129)
  Восьмистишия (269)
  Сонеты (92)
  Верлибр (145)
  Японские (178)
  Хард-рок (49)
  Песни (158)
  Переводы (170)
  Контркультура (8)
  На иных языках (25)
  Подражания/Пародии (148)
  Сказки и притчи (67)
Проза
  Проза (609)
  Миниатюры (342)
  Эссе (33)
  Пьесы/Сценарии (23)
Разное
  Публикации-ссылки (8)
  А было так... (451)
• Вокруг и около стихов (85)
  Слово редактору (8)
  Миллион значений (31)

Кто здесь??
  На сервере (GMT-0500):
  12:58:58  26 Sep 2017
1. Гости-читатели: 22

Перечитав «Сто лет одиночества»
04-Jan-15 16:06
Автор: Гордая_Птаха   Раздел: Вокруг и около стихов
Мне слышится, видится, чувствуется
сладковатый запах болота, близость моря и лица —
людей, морщинистых, загорелых до черноты,
и по всему огромному дому засохшие траурные цветы,
по кому — неизвестно, этот траур не имеет конца,
сыновья получают имя — от деда или от отца,
имена повторяются — вот заколдованный круг,
забываешь мгновенно — их самих,
их детей,
миллионы подруг,
и войну, что рассыпала в прах, растрепала в боях,
избежавший расстрела не станет плясать на костях,
только медленный звон хрупких льдинок на вечной жаре,
только ливень из желтых соцветий на смертном одре.
–>   Отзывы (2)

Ты воском плачешь, смешливая девочка...
10-Dec-12 21:40
Автор: Она идет по жизни смеясь   Раздел: Вокруг и около стихов
Ты воском плачешь, смешливая девочка, маленькая.
Укрытая одеялом пуховым в цветочек в выбеленной простывшей палате.
В ногах твоих желтые фотокарточки с улыбками старенькими.
Ты отколупываешь капельки со щек своих, оплакивая оплаченное.

Твои волосы коричневые, рыже-ржавые в сепии
Спутаны, собраны думками в косу тугую да гладкую.
Губы твои бледные, алые, треснуты от старости идей великолепия,
А руки нежные белые скользят по лицу, зацелованно-сладкие.

У тебя в голове мысли такие странные, неожиданно смелые,
А говоришь совершенно обыденно, подбирая отовсюду слова нелепые.
Вокруг тебя люди необыкновенные, чистые, светлые, белые,
Ты потерять боишься давних своих, закостенелых, что глухие, ослепшие.

Ты плачешь о своей судьбе, о жизни вымышленной.
О том, что хотела, да боялась выполнить и выдумать.
Плачешь о том, что не успела сказать последнее, вымоленное
Тому, кто рядом, далекий, задымленный выдохом

последним.
–>

Убери свое имя с экрана
29-Jan-12 06:41
Автор: quit   Раздел: Вокруг и около стихов
Убери свое имя с экрана
эти буквы мешают,
мешают учуять-
что срывается с губ
и летит с диким криком,
внутрь, вверх и тут же повсюду.
Оглушая, взрывая и вмиг
пропадая.
Убери эти буквы-
буквы мешают.
Ощутить четкость граней
размытость мелодий,
что текут еле слышно,
и нас завлекая,
отсутствием смысла,
сон прогоняя.
Заставляя тонуть,
не желая
ни разу подумать о том,
что бы всплыть.
–>

Слова
16-Sep-11 05:45
Автор: Эвелина   Раздел: Вокруг и около стихов
Слова свиваются в кольцо,
Перемежаются, дробятся,
Меняют маски, как лицо,
И тысячами вариаций

Звучат в единой теме дней,
Обогатив ее собою,
Но заставляют быть точней
И многоточие любое

Ценить, смотря на эталон,
Хранящийся в палате Истин.
И мною принят и осмыслен
Молчанья золотой канон.

Слова чаруют и грозят,
Преследуют и воскрешают,
И исповедаться мешают,
Вдруг возникая невпопад,

Вплетаясь в ткани бытия,
Указывают путь, как вехи,
И не прощают мне огрехи,
И отучают от вранья.

03.2005

–>   Отзывы (19)

Как пишу стихи?..
22-Aug-11 09:06
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Вокруг и около стихов
всё спрашивают – как пишу стихи?..
а я шучу в ответ – своей рукою...
простите, что слова мои тихи,
с другими нелегко делиться болью...

их слышу отголоском прошлых дней
бессонными и долгими ночами...
так получилось – чем душе больней,
тем искренней звучат слова печали...

увы, я не похож на тех людей,
кто ловит вдохновенье по заказу...
слова, что так болят в душе моей,
становятся строкой стихов не сразу...

я их в себе вынашиваю, чтоб
однажды, без насилия и муки,
суть выдохнуть, не превратив в сироп,
в котором вязнут мысли, словно мухи...

стихи читают все, но есть судья...
я думаю, грустя, или печалясь –
а что мне скажет женщина моя,
которой те стихи предназначались?...
–>

Смотри, Пиит!
26-Mar-11 04:00
Автор: humptydumpty   Раздел: Вокруг и около стихов
Смотри, Пиит! Иная смена
Под зовы нового домена
Придёт и примет главный бой,
Пока ты мыслишь сам с собой
Во власти леностного плена...
Не расхолаживайся! Пой! -

Сыпь жемчуга, мечи икрой!
Прожги Софоклом, вставь Верленом.
–>   Отзывы (9)

Love-Glove
16-Sep-10 21:27
Автор: Геннадий Казакевич   Раздел: Вокруг и около стихов
"Я подумываю, вот бы замахнуться
на триолет, срифмовав любовь и love"
(Кира Ру)

http://kotlet.net/article.php?story=20100913030817744

По-русски стало трудно петь любовь. -
Для новой рифмы не осталось слова.
Я брошу glove - прости меня, my love -
Тому, кто снова станет петь любовь,
И, не придумав ничего другого,
Бесстыдно вставит в строчку "вновь" и "кровь".
In Russian стало трудно петь любовь. -
Для новой рифмы не осталось слова.
–>   Отзывы (22)

Я с рифмой очень вольно обращаюсь...
22-Jun-10 22:20
Автор: humptydumpty   Раздел: Вокруг и около стихов
читателю

Я с рифмой очень вольно обращаюсь,
Когда созвучий жернова вращаю.
Боюсь, её совсем я уничтожу,
Но пусть она Вас больше не тревожит -
Хватает в жизни без того проблем.

Я не хочу печалить Вас ничем.
–>   Отзывы (3)

Сибиллы
16-Jun-10 05:23
Автор: Семён Беньяминов   Раздел: Вокруг и около стихов
Ушла эпоха Гутенберга -
вокруг царит беспечный Билл,
и муз в смущение повергло
пространство, полное сибилл.
Они, сибиллы-поэтессы,
справляют шабаш (стыд и срам);
экран им служит вместо прессы
с метлой и мышкой пополам.
Стуча решительно и споро
наманикюренным перстом,
язык Содома и Гоморры
воссоздают анапестОм.
Настой из грубого цинизма,
густой лирический сироп
пришёл на смену коммунизма,
сменил унылый агитпроп.
Устав от жутких злодеяний,
народ, взыскующий чудес,
под грузом слёзных покаяний
внимает воплям поэтесс.
Они, гетеры и кликуши,
лишь только спрячется заря,
на мётлах облетают суши,
озёра, реки и моря;
и жгут младых людей глаголом,
не тем глаголом, что - сердца,
а тем, облыжным, влажным, голым,
что поднимает подлеца...
И брызжет сперма и плюётся,
и эта вся галиматья
любовной лирикой зовётся,
и нет ни спаса, ни житья.
–>   Отзывы (4)

после Бродского
12-Feb-10 01:24
Автор: Поляк   Раздел: Вокруг и около стихов
"Вот удастся ли всерьез писать стихи после Бродского, пока не ясно." (с) - из обсуждавшегося.

"меня бродсковеды (ну и словечко!) на международную конференцию пригласили" (с) - из обсуждаемого.

"— С вами придется без гипноза, молодой человек, — сказал он наконец Коркину. — Без вашего усилия ничего не выйдет. Либо вы по собственной воле освободитесь от этого рабского влияния, либо он так в вас и останется, лучшие годы отравит. Сосредоточьтесь и усилием воли исторгайте его из себя. Вам же лучше знать, где он сидит! А я помогу…" - (С) Дм. Быков, Ирина Лукьянова, "Экзорцист-2006"

В лирунете нынче гениев – не густо,
Да и критики – об этом, да об этом:
Каково-де после гения искусству?
Как живется после Бродского поэтам?

День за днем online скучают, ссорясь, споря,
От полученных рецензий сладко тают,
И в глухой своей провинции у моря
Ждут-пождут, когда же Рим заполыхает.

Хоть и скука, хоть и платьишки из ситца,
Всё подальше от родимого Нерона…
То строчат друзьям эпистолы в столицу,
То напьются и Бобо в слезах хоронят…

И на жен порою жалуются другу:
Не похвалит, стерва, даже после спальни!
Вот у Соева-поэта, мол, супруга –
Что, мол, сволочь ни напишет – гениально!

Муза, как тебя, гетера ли, Гертруда…
Ты над ними издеваешься, ехидна!

Имитировать Иосифа – не трудно,
И - что самое досадное – не стыдно…

–>   Отзывы (10)

Знакомому постмодернисту
22-Jan-10 12:18
Автор: Поляк   Раздел: Вокруг и около стихов
Зачем в угоду жаждущим услышать
Ты рассыпаешь бисером слова?
Добротны стены и в порядке крыша,
Душа – мертва.

Не жизнь находишь на твоих страницах -
Глухую «тишь твоих библиотек»,
Нарушенную скрипом половицы.
Там, в темноте,

Тома былых философов, поэтов
Заполнили дубовых полок ширь,
А между них - ажурные тенета
Плетет мизгирь.

Снаружи окна ставнями закрыли,
Но солнышко находит лаз. Зачем
Так весело танцует столбик пыли
В его луче?
–>   Отзывы (17)

Заметка о читаемости на котлетах
14-Sep-09 23:33
Автор: Лека   Раздел: Вокруг и около стихов

Читаемость произведения подсчитать просто – нужно поделить количество его прочтений на время, в течение которого оно доступно читателям. Аналогично можно вычислить читаемость подборки произведений, автора, группы авторов – нужно учитывать суммарное число прочтений и суммарное время доступности публикаций.


Читаемость произведений 54 популярных и активных (или бывших активными и популярными в недавние годы) авторов на 12 сентября 2009 г. составляет 0.53 прочтения в день. Их стихи, числом 3606, были прочтены примерно 2.4 млн. раз и пробыли в публикации, в общей сложности, чуть более 4.5 млн. дней. Таким образом, «условно-среднестатистическое» стихотворение, написанное одним из этих авторов в 2001-2009 г., прочитано приблизительно раз в два дня.


Вот десятка самых читаемых публикаций, прошедших проверку временем. В квадратных скобках – дата публикации в российском формате «день.месяц.год», потом число прочтений на 12 сентября 2009 г. и, наконец, среднее число прочтений произведения в день, которое в 2.5-5 раз превышает среднее по всем произведениям значение 0.53, произведения в десятке расположены по убыванию этой «удельной читаемости». Все эти произведения были опубликованы, как минимум, два года назад, все они, кроме одного, имеются на странице http://kotlet.net/stats.php?statmode=stories&statpage=topviewed - только порядок их расположения здесь немного иной, ибо учитывается "удельная читаемость", которая зависит и от количества прочтений, и от "продолжительности жизни":


Нужны ли базаровы России? [ 31.7.2006 / 3160 / 2.78 ]
Свадебная открытка [ 16.3.2002 / 6835 / 2.5 ]
простые стихи о Москве [ 24.10.2001 / 4577 / 1.59 ]
Фотоальбом [ 5.7.2007 / 1270 / 1.59 ]
Профурсетка... [ 11.7.2006 / 1794 / 1.55 ]
Математические стихи о любви [ 26.8.2002 / 3966 / 1.54 ]
Просто четверостишия [ 7.12.2006 / 1529 / 1.51 ]
Мое искусство [ 5.9.2005 / 2098 / 1.43 ]
Стихи со смыслом [ 5.12.2005 / 1857 / 1.35 ]
Цветные города [ 27.10.2005 / 1907 / 1.35 ]

Десятка «кандидатов на долголетие», опубликованных в первой половине 2008 г., т.е. чуть больше года назад, выглядит так:


Тристан Тцара. Как создать дадаистскую поэму [ 6.6.2008 / 799 / 1.73 ]
Явление строки [ 6.6.2008 / 666 / 1.44 ]
Пора на прогулку [ 5.6.2008 / 663 / 1.43 ]
** [ 6.6.2008 / 652 / 1.41 ]
Похоронка [ 16.5.2008 / 680 / 1.41 ]
Потому что не умер [ 7.5.2008 / 690 / 1.4 ]
По лунной радуге [ 26.6.2008 / 612 / 1.38 ]
источник [ 25.6.2008 / 609 / 1.37 ]
Сон в летнюю ночь [ 9.6.2008 / 627 / 1.36 ]
Мы растём из земли [ 1.5.2008 / 680 / 1.36 ]

Будет интересно взглянуть через год, оправдаются ли прогнозы.


С удовольствием поделюсь уместными подробностями со всеми интересующимися этим небольшим исследованием.


–>   Отзывы (4)

Стихи - слова души
20-Aug-09 18:01
Автор: humptydumpty   Раздел: Вокруг и около стихов
Читаю старую тетрадку -
стихи
из раннего...
Слова
из раненого сердца
души,
израненной.

/не про свои стихи, конечно :)/
–>   Отзывы (2)

Леониду Губанову
24-Jun-09 00:53
Автор: Эдуард Учаров   Раздел: Вокруг и около стихов
А если резать – проще по живому,
Чтоб мясо мысли вымарало скатерть,
И в алый парус надышать Житомир
По вене рек пустив прощальный катер.

А если полюбить – то захлебнуться
Притоком крови к бешеному слову!
Чтоб хлынуло из горла всё до унций
Копившееся: доброе и злое.

А если разбиваться – только насмерть!
Всё лучше, чем по мелочам колоться..
От сырости не подхватить бы насморк
На дне у неприметного колодца.
–>

О Велибре на Малибу
15-Jun-09 04:08
Автор: Эдуард Учаров   Раздел: Вокруг и около стихов
Костью в разодранном горле -
Завоевание Уитмена -
Для ребятишек российских ищущих ключ к словам.

Переболевшим корью -
Не избежать как и пытки нам -
Инфекционную речь распространённую там:

в Нью-Йорке, где, стариковски,
(в скромной квартирке не тесной, но
пальцам – к пленению клавиш), текст принуждая к «ню»,

ка(ню)чит жалкий Буковски
про баб залётных, естественно:
как он буравил перцем их несколько раз на дню.

Здесь: огурец нарежет,
Виталик, к стакану спиртика,
и философски заметит: «Что я в стихах е…?»

А где-то на побережье,
волна увлечётся Спилбергом
невдалеке от дома в таинственном Малибу.
–>

А что поэт? Сидит себе на жёрдочке...
02-Mar-09 05:02
Автор: Эдуард Учаров   Раздел: Вокруг и около стихов
А что поэт? Сидит себе на жердочке,
Клевещет клювом, зарится пером…
Легонечко весна коснётся форточки
И озарит лазурью птичий дом.

По зёрнышку, по лучику, по ядрышку
Накрошит в плошку солнечных деньков,
И радужно их сядет щёлкать рядышком
За прутьями плывущих облаков.

У клетки золотой названий тысяча.
Щеколдой нёба небо щекоча,
И ты сейчас сидишь себе напыщенный –
Соловушкою в облике грача.
–>

Бессмыслица (Деепричастия и глаголы)
13-Feb-09 02:32
Автор: Махаон   Раздел: Вокруг и около стихов
ДЕЕПРИЧАСТИЯ

Несовершенные

Отрицая себя как данность,
Привыкая к завидному постоянству боли,
Переламывая пальцами воображаемую хворостину,
Идя по краю дороги, оскальзываясь и чертыхаясь,
Вспоминая с внезапной тоской духоту натопленных комнат.

Совершенные

Выйдя из круга привычной рутины,
Перестав обращать внимание на детали,
Согласившись принять за точку отсчета рожденье,
Пробежав по дороге и увидев отсутствие финиша,
Став наконец совершенно правильным деепричастием.

29.01.2009

ГЛАГОЛЫ

Сказать-шепнуть-заплакать-засмеяться-снова плакать —
Переливать эмоции, процеживать сквозь сито
Давнишнее-былое-небывальщину-мечты и недосказанность-пустое,
Осадок мять, пока не станет пластилинно-мягким,
Лепить фигурки, вспоминать их лица и вонзать в них иглы —
И украшать, и мстить, и превращать их в талисманы,
И снова в рыжей глине хоронить, и убеждать себя, что надо жить минутой —
Уверившись в том совершенно, просыпаться с ощущеньем счастья
(Мечты сбылись, пускай не так, как должно) —
И глубоко внутри запрятать подозренье, что занавес опущен,
Спектакль наскучил, зрители ушли...
И ты один навеки в темном зале.

12.02.2009 г.

–>   Отзывы (3)

Законченным поэтам
19-Jan-09 00:58
Автор: вдруг напишу   Раздел: Вокруг и около стихов
Вот не знаю, что писать, хоть убейте,
А писать чего-то надо, сам знаю…
То ли крыльями стучит, захребетник?
То ль когтит душа, терзает, родная?

Подниму глаза да всюду пустое,
Третий век никак строка не родится,
А слова скулят на волю да воют,
И стопы толкают в путь, проходимца…

Что ж ты чаешь, по теплу отсидеться,
В горсть не сжав, не обрести силу фразы;
И на клочья не порвав своё сердце,
Вкусно жить, да мягко спать, да все сразу?

А пошел бы ты, катись-ка по свету,
И ломай свои дрова, внемли люду,
Зажигай - гаси закаты - рассветы,
Может, так и обретёшь строчку чуда!
–>   Отзывы (3)

Лапкой куриной
07-Dec-08 07:39
Автор: Olga Andreeva   Раздел: Вокруг и около стихов
Лапкой куриной оставлены мне на песке
шесть иероглифов – Сей Сёнагон отдыхает.
Где эта вздорная курица бредит стихами?
Вольного неба тебе и дыханья в строке!
Это не лестница вверх и не соты пчелы,
подвиг трёхмерный творящей с упорством завидным,
это попытка нащупать в пространстве узлы,
точки прорыва, каналы. Снаружи не видно
вечной готовности всем пренебречь - и пролечь
вдоль по лучу, растворив анфиладу засовов,
словно стрела Одиссея – двенадцать колец
разом пройти и найти потрясённое слово,
волка с луною роднящее… Главное- быть.
Нам не дожить до конца фельетонной эпохи,
но спасены навсегда от нелепой судьбы
жертвой безмолвной стоять на краю катастрофы.


–>   Отзывы (3)

Сюр
28-Jul-08 20:53
Автор: Елена Кириллова   Раздел: Вокруг и около стихов
То ли юрта, то ли чум, все одно – очей прищур
Затворяет нас во мгле очень древних странных тем,
И уже немой Парнас, за пределом скучных фраз,
Отворяет в Вечность дверь, где неслась седая темь
За тем словом, что плелось скудной кудели насквозь,
И пряло купель из гнезд голубых немых стрекоз,
Чьи глаза – Мандалы зов, отвлекут нас от оков
И за радугой отправят в мир извечно нереальный!
12.07.08
–>   Отзывы (22)

Время
29-May-08 07:45
Автор: Figura-Samadura   Раздел: Вокруг и около стихов
Тик… ползёт еле-еле стрелка по темечку.
Так… уступает время своё место времечку.
Тик… слышен крик.
Так… стихло.
Тик… звезда загорелась.
Так… погасла.
Тик… опять разревелась.
Так… всё ясно.
Тик…
–>   Отзывы (2)

Камень
07-May-08 20:06
Автор: Гордая_Птаха   Раздел: Вокруг и около стихов
Облечься мне в камень -
стойкий,
безжизненным фарсом,
под знамя,
что прячет под барной стойкой
лихой прощелыга.
Отметины - барсом
я прыгаю в иго,
вынь камень.
Останься.
–>   Отзывы (3)

для околесицы
06-May-08 03:45
Автор: вдруг напишу   Раздел: Вокруг и около стихов
Непредсказуем замысел скрытого в нас творца,
Не очевидна форма тел, скромной обители,
Но иногда проявится контур его лица,
И восхищённо ахаешь - уже ль свиделись?

Дождиком, снегом, льдинкою, по бахроме судьбы,
Во глуби не слезы его радуга плещется,
Катишься невидимкою, поводом стать любым,
Или хотя бы ободом для околесицы.
–>   Отзывы (4)

Убить депрессию
15-Apr-08 22:11
Автор: Алвин   Раздел: Вокруг и около стихов
Серый, холодный, ветреный день. Весна. Весны нет. Депресняк. Я на работе, ноутбук тоже. Нам не уйти друг от друга. Пишу:

Весна чуть заглянув
На юг сбежала с летом

Да, лета тоже не будет, зимы не было. Весной покуролесила чуть-чуть и слиняла. Весна вот тоже, только со снегом и расправилась. Как же дальше? А ну да:

Оставив мир раздетым
Покров снегов…

Каких снегов? Ерунда какая-то, надо иначе, а-а вот

Покров зимы стянув

Теперь «стянув» не нравится, как-то двусмысленно, а впрочем… шлюха она – нынешняя весна, от нее всего можно ожидать. Могла и стянуть. Весны нет, лета тоже. Так что же сейчас? Осень? Похоже. Гнилая такая, как этот Депресняк. Но две осени в году? Да, две осени в году…

Две осени в году
Не много ли, однако?
Дождь за окном закапал.

Закапал, заплакал. Однако заплакал. И не дождь. Дождем. День. Такой же серый как мой депресняк. Так пишем:

Две осени в году
Не много ли однако

Однако день заплакал…

Две осени в году
Не много ли? Однако
День дождиком заплакал.
К любимой не пойду.

К какой любимой? Нет никакой любимой. Чушь, какая то... Все депресняк! Убить его! Убить, убить, убить… Так!

Две осени в году
Не много ли мне это?
И бережно, стилетом

Да! Именно так, аккуратненько… Припевом, вкрадчиво и пронзительно впивающимся в лишнюю осень, в депрессию

Вонзаю: “Yi’s I’do…”

Yi’s I’do, Yi’s I’do, Yi’s I’do, Yi’s I’do… Ладно, потом спою, надо посмотреть, что получилось:

Весна чуть заглянув
На юг сбежала с летом,
Оставив мир раздетым
Покров зимы стянув.

Две осени в году
Не много ли мне это?
И в лишнюю стилетом
Вонзаю: “Yi’s I’do…”

А что? Вроде не плохо! Надо показать! Что скажут магистры?!

Магистры поморщились… Депресняк!


–>   Отзывы (20)

Первоапрельский сепсис
02-Apr-08 00:03
Автор: Виктория Огородова   Раздел: Вокруг и около стихов
До выброса полуночных химер
Из сумеречной зоны подсознанья,
До сепсиса мёртворождённых мер,
Отметивших случайное свиданье
По воле бесов кармы, что на бис
Реанимируют подпольный абортарий
И пестуют создателей реприз
Для клоунады жизни божьих тварей,
На круге Палестины и России,
Как вечный жид (а может - вечный выкрест),
Давидову принцессу ждёт мессия
И караулит ласковый антихрист.
–>   Отзывы (2)

На один мотив - 2
05-Mar-08 07:34
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
К.)

Объясняться в любви, надрываясь от собственных страхов
Лишь глазами, беспомощно-жадно ловя твою нервность.
Не-свиданья по вторникам, и телефонная ревность -
Этот фарс, словно танец попсовый под музыку Баха.

Я скажу тебе: "Danke"; Ты скажешь: "Cпасибо, прекрасно".
Ты, как инопланетное чудо, свалилась и дышишь.
Не коснуться руками, проверить, земная ли вышивка...
Как быка на платок, я пытаюсь привлечь тебя красным.

А хотелось бы розовым - тонкой ивовою веткой,
Или пыльным цветком, одиноко растущим на поле.
Как намёк на мечту, я кольцо надеваю невольно
(или вольно?) на левую руку, но только объедков

Ты не ешь, прикрывая их запах дежурной улыбкой,
Даже это пустое "нельзя" так сродни состраданью.
Я на части делюсь, и делю даже терпкое знанье
Губ любимой, себя проклиная за эту ошибку...

Л.)

У ночного ручья разрываются дерзкие вены,
И кричу до охрипа, давясь крокодильей слезою,
И стелюсь по земле обречённо-смиренной лозою...
Это ли оправданье - страдать за тебя от измены?
–>   Отзывы (2)

Я покажусь тебе ребёнком...
20-Feb-08 03:10
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Я покажусь тебе ребёнком,
Ещё незнающим печали...
Ответит эхо песней звонкой
На твой насмешливый вопрос:
"Дитя не может быть из стали!
Дитя не может жить без слёз!
Дитя не может быть мудрее
И холоднее стариков,
Дитя не вынесет потери
И горечи своих стихов!"

Так неразгаданно и жёстко
ты рассмеёшься над мольбою:
"Моим ногам - все перекрёстки
твоих следов на звёздном поле!
Моим ногам - всё упоенье
дорог, протоптанных словами,
Моим грудям - успокоенье
твоих забвений-целований..."

Я покажусь тебе смешною.
(А шут задумчив и растерян...)
Ответит вечер летним зноем
на твой презрительный смешок:
"Она за сомкнутою дверью
искала крепкий ремешок,
И к горлу примеряла нежно
с улыбкой побледневших уст...

Я покажусь тебе безбрежной,
(а я на самом деле пуст)...
Я покажусь тебе безгрешной,
не знающей смятенья чувств...
И ты уйдёшь туда, где ветер,
бамбук и ароматный чай,
махнув рукой: "Играйте, дети,
свою звериную печаль..."
–>

Различность сочетаний
09-Feb-08 20:56
Автор: Юлия Волкова-Арсентьева   Раздел: Вокруг и около стихов
Смеркается. Мир снов и полутени
Для нас впервые двери приоткрыл,
И луч несуществующих светил
Зачем-то вдаль поманит...Юный гений
Творит шедевр, не жалея сил

Своих, чтоб ты навеки сохранил
Альянс неуловимых ощущений,
Баланс мгновенный света или тени
И запаха курильниц и кадил,
Как несовместных, призрачных явлений,

Без логики порой и без значений
Соединённых истиной в строке,
Как в старых замках сонмы привидений...
Огни, огни на дальнем маяке,
Они нас манят, их поймёт лишь гений.

И он напишет о любви сонату,
Иль утончённый, дивный натюрморт,
А может, посвятит роман Пилату?
Из памяти людей не будет стёрт
Лик гения, чей дух так странно твёрд.
–>

Осколки
07-Feb-08 05:48
Автор: Юлия Волкова-Арсентьева   Раздел: Вокруг и около стихов
Не больше, чем тысяча строк,
Не больше, чем тысячи слов,
Не много, не мало,
Но легче не стало,
И вновь ты на что-то готов.
Дойти до конца...Видит Бог,

Как страшен бывает рассвет,
Свежей и алей, чем закат,
И в воздухе льдистом,
Слегка серебристом
Погасшие звёзды стоят -
Осколки пережитых лет.
–>   Отзывы (2)

О. Как смерть на коленях...
06-Feb-08 02:46
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Как смерть на коленях тоски -
Так в самое сердце заденет
Слепой и смеющийся гном...
О чём он мечтает, о ком?
Насколько улыбки горьки? -
Как слёзы? Как дождь? Как стекло?
Как раны в разорванных жилах?
Задело зачем и застыло
Осколком холодным вино?
В огромных глазах не читаю
Ни мысли, ни строчки, ни взгляда...
Паденье моё и отрада,
Ты знаешь, как тени рыдают?
Как слышно гуляет тоска!
Как в самое сердце задело!
Как пальцы дрожат на висках -
О том, что тебя не хотела...
–>

Барби с одинокими глазами...
01-Feb-08 08:05
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Мы многое сказали тишине...
Я - кукле с одинокими глазами,
Она - распластанными полюсами
Смеялась: "Это игры при луне!

Игра тонка, из шёлковых полос,
Не разрезай ты нежности воздушной!"
...Я этот смех готова вечность слушать
В сгущенном молоке её волос...

Стремительное небо рвалось вниз,
И по зрачкам просачивалось в душу,
И в каждой клеточке бродили пуншем
Фруктовая любовь и твой каприз.
–>   Отзывы (2)

Чёрно-белое
27-Jan-08 06:10
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Я - беженка.
А одеваюсь - бешено!
Что вам до моих нарядов? -
В душу глядите!
Белое - это к седым волосам,
Первой моей седине.
Чёрное - к пролитым раньше слезам
По вашей вине!
Я - грешница -
От неубитой нежности,
Что стала ещё порочней.
Шахматной нитью
Сшита моя тоска
Подвенечных нарядов, -
Я на чужих руках
Буду распята.
Даже любимой колесовать -
Врать!
Ложь-во-спасение
Правды дороже.
Меряли жизнь не шагами,
А ложками -
Море вычерпывали.
Жилами всеми и нервами.
Мы с вами теперь похожи,
Гетеро, - ложью!
Не сломана,
Вместо любви - дарована
Пожарами, камнепадом...
Что вы, насытьтесь!
Белое - это ромашек поля,
Голубиные стаи.
Чёрное - это целует земля,
Меня принимая.
–>   Отзывы (2)

Молодость неверная...
24-Jan-08 22:55
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Молодость неверная,
Золотая проседь.
Горячит безмерная
Безнадёга-осень.
Зажимает горстью
Россыпи-капели,
Поиграем в гости
С лиственной метелью.

Всё - в догонку, милая, -
Мы - в догонку, сладкая, -
С неизменной силою
Душу рвём, украдкою
Прячемся и плачем -
Горестно, надрывно...
(Ничего не значат
Вздохи да порывы).

Ты не верь, красивая,
Мне поверить - страшно.
Молодость - плаксивая,
Горе - бесшабашно.
–>   Отзывы (4)

- О - Не про любовь...
22-Jan-08 21:05
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Не про любовь сейчас пишу:
Про полночь обнажённых нервов,
Про снов заученный маршрут,
Про стон грехопадений первых.
Сквозь немоту и бег теней -
Два клоуна... страстями сыты,
Два клоуна смеются: "бей!", -
С лицом, раскрашенным обидой...

Как звук пощёчины - твой плач,
И, в то же время, как приятно!
Раба желаний и палач я для тебя...
А мне занятно!
Ты всхлипнешь. Мне смешно :
" Гляди! Смешная робость проститутки!
За деньги ты готов пойти
Куда-угодно-на минутку, "
За деньги тех, кто не поймёт
Гермафродитовы обиды,
И тело тощее возьмёт...
Кого оно волнует видом?

Пунцовый рот в улыбке гнётся,
Презрительно игривый взгляд...
Так насмехаются над солнцем,
Когда пришёл его закат...
Да не о Том!!! А как по стёклам
Ступают души моих снов...
И лезут, лезут боком блёклым
Сквозь трещины своих богов, -
Как ты, с зелёными глазами,
С дурманом грязи и костей,
С прикосновеньем, со слезами,
С тончайшей пыткою в постели
И девственностью тонких пальцев...
Дотронься хоть дыханьем, СЖАЛЬСЯ!!!
Смешно...и я смеюсь навзрыд
Среди поломанной посуды
(...а кто не знает, то болит всё тело
странною простудой),
что явно жить мне не даёт!

....Теперь настал и мой черёд
Поиздеваться, позлословить...
И нет душе моей покоя, неймётся ей!
Не от любви -
А просто так, для развлеченья,
для размышленья, для волненья,
для - ненаписанных стихов,
для снов - до утренней зари,
для пылкости и для томленья.

.... Я знаю, ты мне не нужна,
Печальный эльф с кривой улыбкой,
С глазами, полными от пытки...

Не про любовь сейчас пишу -
Моя любовь - как лучик света,
Не задыхаюсь - а дышу,
И сердце, полное победы,
Не знает " Страшного суда "!
И не нужна мне вовсе та,
Что по ночам в кошмарах бродит
Насмешкой, зрелищем стыда...
–>   Отзывы (2)

Дисгармония.
21-Jan-08 06:55
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Дисгармония мыслей... Разбивчатость и размывчатость,
И забывчивость песен, которыми преданность строили.
Всё без слёз (и ногами), и ласок твоих половинчатость...
Утверждаешь: "Забудем!" И я соглашаюсь: "Не стоили
эти сны ни гроша, чтобы ими пропитывать скатерти
стольких прожитых зверств..." (Сумасшествия новая стадия):
Я стою доходягой с улыбкою жалкой на паперти -
Не прошу, а насильно всучаю, что нами украдено.
–>   Отзывы (4)

Мы не устанем, мы не упадём...
20-Jan-08 18:04
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
"Мы устанем, мы не упадём..." -
Глазами одинокого ребёнка
Ты шепчешь мне надорванно и тонко,
И прячешь руки под седым дождём.

Уходишь в ночь размытым силуэтом,
Ссутулив плечи, сдерживая всхлипы.
А я б могла душой своей разбитой
Тебя спасти, укрыв от злого света!

Но я робка... напуганная дура!
Мне б за тобой - ломая все преграды!
Мне б за тобой - растерзанной, распятой!
Мне б за тобой!..

А я тушу окурок
В цветочной вазочке своей обиды...
Мне б за тобой - заброшенной, забытой!..

И как упрёк мне песня за окном:
"Мы не устанем... мы не упадём..."
И смотрят в душу беззащитно-тонко
Глаза потерянного мной ребёнка.
–>   Отзывы (3)

Отравлена
18-Jan-08 04:27
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Я любовью отравлена, словно тяжёлой болезнью.
Я всё брежу тобой... не вписавшись в простой поворот,
Разбиваю машину мечты и сигналю: "Исчезни!"
И - зрачками в тебя... И молю, чтобы наоборот.

Под колючей метелью, навстречу щемящему ветру,
Я бегу, не взирая на ворох направленных стрел.
И ползу под твоим равнодушием метр за метром
до черты обречённых страдать и любить до предела.

Я не знаю, что правильно... Жизнь - это тоже насмешка
Для калек и бездомных, сирот и заблудших собак.
Нам - играть до конца, отрекаясь от ласки и нежности,
Стиснув губы до крови, зубами вонзаясь в кулак.

И уже всё-равно: по пустыням, по лютому холоду...
Загрубевшей ладонью стираем морщины со лба.
Нас не надо спасать - мы такою любовью уколоты,
Что куда милосерднее смерть на позорных столбах.
–>   Отзывы (3)

- К -
15-Jan-08 22:41
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
В движеньи несмелом, не знающем, как любить,
Прильну я к тебе - к огалтелости мокрых улиц...
Очерченным в клеточку сердцем танцую: "Пить
тебя не дозволено..." Взгляды летят, что пули.

Пощёчиной звонкой твоя мускулистость ног,
И тонкость, и даже свобода твоих скитаний.
А мне - обречённость рабов, и ещё паёк
До рвоты привычного ужина ожиданий.

Я мелкий зверёк, перепуганный страстью, ты -
"Пи*датая девка", - как Барби сказала утром.
Ни шага вперёд, ни фундамента для мечты...
А расставаться уже научилась мудро.

Не прорезая молчанья твоих шагов,
Вечерним туманом, почти безголосой трелью -
Стою за спиною последнего из богов,
Брутального идола с именем карамельным...
–>   Отзывы (6)

На один мотив - 1
14-Jan-08 03:50
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Знаешь...

В этих окнах усталых давно не включались звёзды,
На еловых руках не качаются солнца блики.
Этом мир одичал без тебя и, наверное, поздно
Строить гнёзда из брёвен, когда остаются опилки.

Только птицы поют о любви до последней минуты,
А у наших сердец отобрали мечту о спасеньи...
Я молчу о тебе... наши губы достались кому-то,
Кто без крыльев рождён, но умеет отбрасывать тени.

В бестелесных страстях мы бредём по маршруту познанья,
Наши цели забыты, зачёркнуты мудростью неба.
Мы не поняли даже, где нежность, а где состраданье, -
Разделить-отличить не умеем... а мне бы, любимая, мне бы

Полететь за тобой, не взирая на притяженье
Всех земных-неземных, сотворённых и трезвых законов.
Только пальцы потеют, и вместо объятий скольженье -
Убегание в ночь поездов, расставанье вагонов...

Знаешь...

Я другим раздаю разрешенье любить меня снами,
И в мельканьи оргазмов твои растворяются груди.
Я тебя предаю, насаждая страданием память.
Я смирилась... поверишь? - готова поклясться: мы - люди!

И согласны на многое... даже отбрасывать тени,
Пусть кисельной водой, пусть цветные, - как звери в капканах,
Отраженье своё отдавать зеркалам на съеденье...
Но любить по законам земным, я, родная, не стану.
–>   Отзывы (2)

Телефон. В тишине - словно взрыв.
14-Jan-08 03:21
Автор: Torika   Раздел: Вокруг и около стихов
Телефон. В тишине - словно взрыв.
Голос твой проводами задушен.
Ты ещё зашиваешь мне душу,
Грязной марлею рану прикрыв.

Так тягуча в гортани смола -
Ты любовь "назначаешь" на вторник...
Собирает в рукав беспризорник
Крохи-капли былого тепла.

Вижу я, как вздымается бровь...
( Мне ль не знать воробья-забияку?!)
Ты меня позвала, и собакой,
Словно в кости - вгрызаюсь в любовь.

Гордость? К чёрту!
Я - трепет, я - нежность,
Я - хрустящее пламя пожара.
Я себя обрекаю на жадность
Твоих губ, и на сердце небрежность.

Вот и вторник; разрезал дождём
Нашу ночь, как безе... Невозможно
Больше ждать! Слишком неосторожно
Смотрит месяц в оконный проём...

....Среди ливня разгневанных слов,
Среди "дома заброшенных статуй" -
Я ищу с деревянной досадой
Отпечатки твоих каблуков...
–>   Отзывы (5)

Стихи мои ты мне простишь
19-Dec-07 04:07
Автор: вадим соколов   Раздел: Вокруг и около стихов
Стихи мои ты мне простишь.
Простишь!
Ты просто понимаешь,
Что есть еще на свете
Тишь
И эту тишь
Со мной читаешь
И чтишь
глубинный смысл слов,
В которых спрятана Венера,
И ими высказана вера
В те неизменности ветров,
Что подымают штормы сердца,
За ним душа восстанет,но...
Да ей с тобой
В тиши бы греться,
Да,видно,это не дано.
–>   Отзывы (2)

По календарикам
18-Dec-07 12:18
Автор: Виктория Огородова   Раздел: Вокруг и около стихов
Тупо
Под лупой,
По фразам с фонариком,
Буквы по строкам,
А строфы по срокам,
Ники безликие — по календарикам.

Верно,
Нет ветра,
И ныне распутица.
Розно
По вёснам
По вёрстам,
По пламени.
Роста
Короста
Со Змея облупится,
Вроде, не поздно,
Но надо бы ранее…

Нивы
Ленивы,
А пахари — всемеро.
Песни заветные,
Ветры отпетые
В коме от юга до самого севера.

Строфы тасуются
Картами в карлики,
Спеты
Сонеты,
Разорваны «гарики»,
Шили-кроили,
Рядили
Да бросили.
Выпали штили
Подснежными росами.

Чресла
На кресло,
А ножки в сандалики,
Лица по числам,
По Ликам Пречистым,
По ежедневникам, по календарикам.
–>   Отзывы (5)

Мы и наши стихи
28-Nov-07 03:38
Автор: Галина Кравец   Раздел: Вокруг и около стихов
Полжизни спим,
Стираем и гладим постели.
Полжизни едим
И моем посуду затем.
И только неделю,
А может, и меньше недели,
Слагаем стихи...
***
Я люблю сегодня написанные стихи.
Они как снег новогодний - праздничны и тихи.
Только они не тают. Стынет чернильный след.
Завтра их прочитаю, а праздника уже нет!
***
Слова берутся ниоткуда,
Как первый снег из вышины.
В них – неразгаданное чудо
И искупление вины.
Еще конца не знаю строчки,
Еще не выдуман мотив,
Листом наполовину в почке
Уже живет во мне мой стих.


–>   Отзывы (7)

ЭПИЧЕСКИЕ УРОКИ МИХАИЛА ЩЕРБАКОВА
23-Aug-07 00:58
Автор: Евгений Сухарев   Раздел: Вокруг и около стихов
I

Еще в середине восьмидесятых годов один неудачливый щербаковский персонаж, «капитан бравый, но отставной… назвал сына Павел, а дочь Нинель». На семантическую двойственность этих имен, разъясняя авторскую аллюзию, обратил внимание Лев Аннинский в эссе о поэте: «Нинель — имя отраженное, читаемое зеркально, справа налево. Павел — псевдоним, павший на Савла по дороге в Дамаск»...
Такая двойственность есть не что иное, как уход от традиционного для российской поэзии элегического способа мышления; это чужесть, безадресность по отношению к лирическому сюжету — и шаг навстречу сюжету эпическому, ибо дар поэта именно таков, начиная с юношеских «Ветра» и «Февраля» (1980, 1981) и заканчивая «Цыбиным» и «Тиром «Баярд» (2006).
Стихотворец Щербаков сочиняет песни и сам их исполняет. Песня — тоже своего рода эпос, поскольку она позволяет автору посмотреть на себя со стороны, «уйти в артисты», создать «театр одного поэта». В таком театре автор сам становится одним из многих персонажей — с большим или меньшим от них отчуждением. Так работали Галич, Ким и Высоцкий; лицедейства у них было много — не в последнюю очередь потому, что отцы-основоположники жанра профессионально завязаны были на театре и кино. А главное — хрущевская «оттепель» явила на свет новую поэзию и новых, не знаемых доселе персонажей, нашедших в ней свое место. Так теперь работает Михаил Щербаков, с той существенной разницей, что лицедейство его — целиком в единении музыки с изящной словесностью, а это единение — уже качество Окуджавы. Щербаков, имеющий «лица необщее выраженье», — поэт, дикция и просодия которого сродни слаженному оркестру.
Иосиф Бродский дал нашей лирике большие, порою многочастные стихотворения — почти поэмы. Эпик Щербаков уже в новейшие времена всерьез озаботился их новым формообразованием. Альбомы последних лет «Ложный шаг» (1998), «Deja» (2000), «Once» (2001), «Если» (2002) и «Райцентр» (2005) мыслились и осуществились именно в этом ключе; щербаковские слово и музыка его и создают. Пьесы-фрагменты в циклах Щербакова явлены с большей или меньшей взаимосвязью. Ощутимее всего она видится в творческой кульминации поэта — альбоме «Deja», где каждая последующая пьеса есть продолжение и развитие предыдущей. А обо всем материале можно говорить как о настоящей поэме с ясным лирическим и музыкальным сюжетом.
Несколько ослаблена композиция в цикле «Если». Еще свободнее — «Ложный шаг» с одноименным программным монологом и с фрагментами-опорами «Циркач», «Красные ворота», «Рыба» и «Жалоба». Ну, а далее следуют альбомы «Райцентр» и «Once». Причем композиция у Щербакова, как правило, выполняет чисто художественную функцию, ибо эпический его дар лишен какой-либо идеологии и решает исключительно стиховые и музыкальные задачи. Это искусство для искусства, в самом настоящем смысле. Постмодернизм? Ну, пусть будет так; тогда в постмодернисты следует, пожалуй, перевести Мандельштама, поэтика цитаты которого широко заимствует приемы киномонтажа, театрального декора, специальную и социальную лексику.
Формотворчество Михаила Щербакова, уже в силу своей художественной свободы, есть монтаж высоких образцов изящной словесности и современной массовой музыки, ироикомические, словно ищущие сцены и экрана, «бемоля и ямба гибриды» — элегия и блюз, пейзаж и рэп, стансы и шансон, послание и романс. И чем драматичнее и откровеннее в щербаковских пьесах лирический конфликт, тем незаметнее дистанция между автором и персонажем и горше его всегдашняя ирония по отношению к себе и к миру. И музыка соответствующая — более насыщенная симфоническими, нежели камерными элементами. Когда же автор хочет сохранить дистанцию меж собою и персонажем, ему на помощь приходит что-то из буффонады, цирка, оперетты, или совсем уж, как в «Быстрове» или «Цыбине», уголовно-бытовое, исполняемое, как определяет сам автор, «на народно-задушевный, бандитский распев». Причем цирк и кинематограф, по щербаковской шкале штилей, — искусства, стоящие выше театра и эстрады. Жизнь на такой высоте — неистребима, но и «апофеоз отчаяния» там означает — descensus ad inferos. Вот вертикаль, по которой автор добирается до подлинной метафизики жизни и искусства, оставаясь предельно свободным и открытым в поэтическом изъяснении, не драматизируя и без того предельную ситуацию, не повышая голоса в ее описании. Апофеоз отчаяния привычен для щербаковского эпоса, состояние поражения и чувство благодарности за него для щербаковских героев — норма. Зато и уроки такого мировидения — плодотворны.

II

Как же взаимодействуют меж собою элементы эпической поэтики Михаила Щербакова?
Хронология поздних щербаковских альбомов открывает слушателю-читателю не только композиционное, но и поэтико-музыкальное разнообразие собранного в них материала. Цикл «Ложный шаг» можно было бы назвать лирической буффонадой. Половина пьес в нем откровенно пародийна или как минимум комична — «Ночной дозор», «Красные ворота», «Звездочет», «Варьете», «Жалоба», «Интермедия 4». А монологи персонажей едва ли не ернические.

В кино премьера. «Забриски пойнт».
Билетов нету. Денег на билеты тоже.
Пойти послать письмо в газету
о том, что Землю лучше все же не спасать.

Она недаром ведь такая плоская, не зря похожа на диск.
Нарочно выдуман для населения неогороженный край.
Земля намеренно идет на этот риск.
А мы никак того не ценим. Ай-яй-яй.

Пародия, разумеется, у Щербакова не сводится лишь к чистоте жанра. Всегда в дело вступает интонация-антипод, щербаковский апофеоз отчаяния.

Не буквально, так синтаксически превратив «никогда» в «нигде»,
над кремнистым путем классически подпевает звезда звезде.
Я в торжественном их приветствии не нуждаюсь, но не горжусь:
ничего, как-нибудь впоследствии я им тоже не пригожусь.

Предельно откровенно эта интонация звучит в лирическом шедевре «Рыба». По сути, это библейский сюжет, обращение Творца слов к Творцу всего живого — рыба в Книге синонимична божеским изображениям. Тут можно вспомнить, кстати, образ рыбы, один из зрелищных ключей к фильму «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. А кино, как мы помним, искусство, Щербаковым любимое. «Всякой по паре твари», — прочел я как-то. Незнамо где», — произносит автор. И прекрасно сознает, что «рыба в стеклянном шаре» на самом деле не Творец, а «гибкий предмет улова, деталь декора, форель-плотва». В этом противоречии лежит главный конфликт лирической кульминации цикла «Ложный шаг».

Осень. Дожди. Дремота. Бездонный омут. Бессонный гнет.
Бледный на фото кто-то вот-вот очнется и подмигнет:
помнишь кофейню в Сохо? Конечно помню. Да толку что!
Рыба, мне очень плохо. Мне даже хуже, чем только что.

И отсюда — вовсе не ложный шаг к циклу, вернее, к эпической поэме «Deja», где щербаковский апофеоз отчаяния стал прямым ответом на творческое завещание Иосифа Бродского, на изложение метафизики жизни метафизикой поэзии. Присутствие Бродского явлено более всего во фрагментах «Тирренское море», «Памяти всех» и «Анданте», связанных меж собою темой антики, Италии, Рима. Автор пишет, апеллируя к Бродскому, новые римские элегии и решает тему, введя в повествование мотив ухода. В «Тирренском море» это диалог «горожанки» и «чужестранца».

Прощай, горожанка! Считай машинально
ступени от порта наверх,
домой или в гости неся con amore
большую корзину маслин.
Прощай, побережье! Храни con amore
присущий тебе аромат.
Нет войн, нет ошибок. Вода не замерзнет.
Везувий не заговорит.

Не то любопытно, что я в одночасье
к такому приволью привык,
сто лет накануне прожив в катакомбах —
на ощупь, вслепую почти.
Вопрос — отвыкать ли теперь, отправляясь
обратно и слыша вослед:
«Прощай, чужестранец! Ну, да, чужестранец,
конечно. Конечно, прощай...»

Чужестранец уходит из Рима, сберегая в памяти всех, кто ему дорог.

В свой черед коснется слуха
тот сигнал валторны строгой,
что вязать велит пожитки.
Ни пера тебе, ни пуха.
Отдохни перед дорогой.

Влажный рассвет тебя разбудит,
портье ключами щелкнет,
а дальше — как придется.
Жизнь одна, второй не будет.
Но пока валторна смолкнет,
колокольчик распоется.

«Анданте» Щербакова — прямой отсыл к историко-метафизической поэтике Бродского, к его увлеченности античной культурой. Легионы Суллы, воины Мария, каппадокийское выжженное солнце, бюст Тиберия, увиденный великим русским поэтом две тысячи лет спустя… Вот она, благодарность за поражение, вот латинский монолог о том, что пустота сильней одинокого человека — «и тень отчаянья мрачит мое чело»...

А я? Что делать мне? Какому Риму присягнуть?
Какое небо допросить? С каким
чревовещателем мне подписать контракт?
Витий вокруг полно, говорунов хоть отбавляй,
сирен горластых тут и там не счесть,
и внятны речи их. Но неприятны мне.
А те, с кем я бы всласть потолковал,
кого бы выслушал всерьез, — те, зная истину,
хранят молчание в своих бестрепетных
гробах.

Наверное, у настоящего большого мастера, каким и является Михаил Щербаков, по-настоящему нет современников. Но можно с уверенностью сказать, с кем бы он «всласть потолковал» в вечном Риме. Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Джульетта Мазина и Федерико Феллини, Нино Рота… «Рим с собою взять не можно. Помаячь пока что возле, папа римский не осудит»...
Таких внутренних циклов в щербаковской поэме несколько. Неразрывны «Седьмой трамвай» и «Полет валькирий». То же «Анданте» автор представляет первой частью триптиха, следом за которой идут погруженное в современную специальную, медицинскую лексику «Аллегро» и замыкающее шуточно-лирическое «Скерцо» на пародийный «бандитско-задушевный» распев. «После детства» — щемящее воспоминание о мальчишеской стрелецкой прыти тех, кто «по шпалам липким до сей поры эшелоном гибким не торопясь идут по своим делам», и жесткий ответ «Не бывает» тем, чья мальчишеская прыть растрачена. А вся поэма закольцована эхом «Эпиграфа» и «Эпилога» с темой мира-фантома.
Есть в поэме два ключевых образа, кочующих от фрагмента к фрагменту. Первый, как отклик на приход весны, дан почти в начале,— «Твержу душе: очнись, душа! Душа в ответ: dejа! dejа! А что "dejа", когда уже — ни слез ни звезд в душе?..», и затем повторен в «Аллегро», где о герое сказано:

Будет сновать по городу он, как мы,
ядами выхлопными дыша, дыша...
Спрашивать у себя самого: не взять ли взаймы?
И отвечать себе же: dejа, dejа.

А второй — это луна, романтический двойник героя, впервые возникающая в аллегорической «Лунной сонате» и затем всплывшая в ночном небе над заштатной районной гостиницей, где только и есть, что телевизор «Чайка», показывающий по всем каналам футбольный матч Алжир—Марокко, да невесть откуда взявшийся американец из штата Юта, желающий осмотреть местные несуществующие достопримечательности.
Оба эти ключевых образа своей семантикой прошивают поэму насквозь, придавая ей поэтическую и музыкальную цельность. «Deja» — высшее достижение не только поэта Михаила Щербакова, но и всего современного жанра в целом, по эпическому масштабу сравнимое разве что с «Кадишем» Александра Галича.

III

Песни, вошедшие в циклы «Once» и «Если», отдалены друг от друга едва ли не десятилетием. Первый из циклов представляет собою лирическое продолжение очень давнего альбома «Воздвиг я памятник» и включает в себя довольно произвольное собрание разных по стилю пьес.
Тут — мрачная и сильная своей парадоксальной прямотой «Инструкция», звучащая как антитеза «Назиданию» Бродского.

…Не говори, что изгнанник,
еще беды наживешь.
Скажи, что ты мой племянник,
хоть это наглая ложь.

Тебя полюбят до гроба,
усыновят, приютят.
И ты не жмись там особо.
Третируй всех как котят.

Вовсю топчи этикеты,
груби, бесчинствуй, вреди.
Коль скоро там нет вендетты,
ты там ее учреди.

Как царь морской за трезубец,
берись чуть что за ружье.
А что я с детства безумец —
так это дело мое.

И фанатичный «Марш кротов» — карнавально-сказочное развитие темы безумия.

В нас, кротах, силен коренной рефлекс:
велят умереть — умри, родиться — родись.
Плюс мы спешим, мы шествуем далеко, на Северный Полюс,
чтоб на нем, присвоив его себе, создать парадиз.

И «Подросток», который «спит и грезит — не о погромах ли? Ну да, они мерещатся ему», — сенситивное воплощение мира не выросших взрослых людей средствами музыкально-поэтической речи.

Да что он сможет, слабонервный?
По физкультуре не отличник.
Первый хищник его раздавит, не жуя.
Еще вдобавок и заика,
и близорук, и раб желудка...
Дико! жутко! — однако это тоже я.
О Боже, Боже, как же трудно мне со мною.
Нет-нет, и взвою, взвою.

И лучшее, пожалуй, из написанного Щербаковым в середине девяностых — своей поэтикой восходящий к лирике Серебряного века «Chinatown».

…Нет начала, есть огонь шандала,
есть чужак, утративший прозванье,
в сумерках китайского квартала,
в лавке небылиц, в одно касанье,
с мелкой буквы, со строки не красной,
длящий не свое повествованье.
А тебе кто не велит, несчастный?

Цикл «Если» достаточно целен, однако, перенасыщенный романтическими аллюзиями, в основном из старой европейской поэтической школы, не совсем удачен. Очень трогательный лирический фрагмент «Сверчки-кузнечики» и великий трагедийный монолог «Nemo», написанный с учетом опыта поэмы как философское завершение темы «чужака, утратившего прозванье» — самое серьезное из всего, что там есть. А реалистическая по языку пьеса «Москва—Сухуми» как-то не вписывается в общий замысел. Она нашла бы себе место в позднейшем цикле «Райцентр», среди замечательных «Фридрих идет», «До поезда», «Кино—метро», «У дороги чибис».
О «Райцентре» хочется говорить как о заземленной вариации поэмы «Deja», только гораздо более свободной по композиции и не столь трагичной по элоквенции. Мрачной иронии, то есть «фирменной» интонации Щербакова, в цикле не занимать. То ли вопрос, то ли утверждение «А я? Что делать мне? Какому Риму присягнуть? Какое небо допросить? С каким чревовещателем мне подписать контракт?», звучавший раньше, никуда не исчез. И биография героя — «Что взять с запасного! Какой с него спрос? Как мог — так и прожил. А много ль он мог?» — не стала внятней. Только теперь у него есть вполне конкретная «корочка», пусть украденная — «А в ней негромко значилось: диспетчер (нормировщик). И радуг не сияло никаких» — и прописка.

Дали квартиру в центре района, с библиотекой рядом.
В двух остановках от стадиона, ровно напротив клуба.
Из дому выйдешь — сразу культура, передом, а не задом.
Слева скульптура, справа скульптура, посередине — клумба.

В этом замкнутом на себя мире главная певчая птица не соловей, а чибис. Да и то — не осознающий ни себя, ни своего времени.

Чибис, беги! Как некогда соловей, певец и ныне милый.
Беги теперь, не то гляди, останешься насовсем
в голой степи, где вправе лишь суховей да тамариск унылый
гадать о том, что было до них, что с ними и что затем.

Потому-то и завершается «Райцентр» попыткой к бегству на мотоцикле, на фургоне «о трех осях».

Готов к полету фургон-фуршет, но постовым не видать улова.
Не потому что зеленый свет, а потому, что нет никакого.
И рейс как будто не грузовой, кому — ухабы, кому — услады,
и до конечной от узловой — как до Московии от Эллады...
Во славу кубка и мундштука — отрава пьется, дымится зелье.
Не потому что без них тоска, а потому что от них веселье.
Пускай не раут, скорей дебош, ни протокола, ни фонограммы...
Но кавалеры изящны сплошь, и дамы тоже... мечта, не дамы!

Попытка к бегству обернулась провалом — ну так что ж? Зато она была исполнена виртуозно. Мы же, свидетели ее и слушатели, должны быть благодарны урокам, из этого извлеченным, — как и эпическим урокам Михаила Щербакова, поздние альбомы которого, собранные воедино, есть непрерывный творческий акт.

Харьков—Эрфурт
Июль 2007 г.

–>   Отзывы (4)

Разговор
05-Aug-07 21:26
Автор: IrregularVerb   Раздел: Вокруг и около стихов
Разговор
I
Те слова, что сказала ты, как любые слова,
отделяясь от тела, станут частью пространства,
не требуя более вещества:
«это люди делают государство!».
Да, действительно, и теперь
не найдется мне даже пищи для спора.
А бывало и так, что срывало с петель.
Впрочем, жалость к дверям наступает скоро.
Но если уж правда строго судить,
отсюда обратное тоже верно –
не многим таланта хватает быть
вне государства не эфемерно.
II
Я стояла с утра у окна и мне
вдруг подумалось: «мог бы компьютер
сейчас быть словно то дерево, что в окне,
то есть частью пейзажа, как старый хутор
или деревня, или, может, труба
теплоцентрали? Итог различен.
И если есть судьба, то сама судьба
по пейзажу читается, что привычен».

III
Законы физики при правильном прочтении
выходят за пределы осознания.
Но даже то, что создает вращение
планет, способно иметь форму описания.
Подумаешь о том, что окружает
(пространство, бесконечное пространство!),
и в небо смотришь, но оно не отражает
и толики. Обидно, что напрасно.
Мне кто-то говорил, что есть объекты,
что свет притягивают даже. Правда, странно?
Нет одиночества с размерами планеты –
как минимум – скоплений планетарных.

IV
Может, это не ты движешься в пространстве, а
сама его движешь своими шагами,
и вращает Землю твоя нога,
коронованная модными сапогами?
–>

В тетрадь
02-Aug-07 23:31
Автор: IrregularVerb   Раздел: Вокруг и около стихов
При включенной лампочке заметнее сумерки за окном.
При большой фантазии пол можно кликать дном,
что от истины, впрочем, не очень-то далеко.
Жалко, что я пишу это ручкой, а не пером.

Написать, что ли, «здравствуйте», как обычно пишу в письме?
Нитка из льна в иголке, игла – в сосне.
Кто-то ведь правда шьет и не опускает рук,
а кто-то их поднимает только во сне.

Местоположение тела влияет на его свойства.
Будь я на Дальнем Востоке, это б вызвало беспокойство.
Но на снег смотреть мне как-то спокойней.
Он падает даже на землю возле посольства.

Сколько раз еще будет слышаться «де жа вю»?
Я сложу свои мысли как руб к рублю.
Где б подходящий достать кошель?
Хотя много мелочи не люблю.
–>   Отзывы (2)

* * * (Стихи последствий не имеют...)
30-Jul-07 05:01
Автор: Геннадий Казакевич   Раздел: Вокруг и около стихов
(Вилланель)


«Poetry makes nothing happen»
Wistan Hugh Auden



Стихи последствий не имеют -
Поэтов chorus - не слышней.
Мир не становится добрее.

Добро чем старше - тем дряхлее,
Уже не впрок ему елей.
Стихи последствий не имеют.

А зло чем старше - тем умнее, -
Всё больше дамок и ферзей.
Игра не сделалась добрее.

Встречаются все реже феи,
Все чаще вижу крыс и змей.
Стихи последствий не имеют.

Гиганты гибнут, не старея,
А властью тешится пигмей.
Жизнь не становится добрее.

Ни, амфибрахий со спондеем,
Ни ямб, ни дактиль, ни хорей
Сей мир не сделали добрее.
Стихи последствий не имеют.
–>   Отзывы (9)

эй, ветер...
10-May-07 21:20
Автор: Виктория Скари   Раздел: Вокруг и около стихов
эй, ветер,
дуй
с синего моря,
дуй сильнее!
и все изменится-
я стану
ветряной
мельницей,
я стану
Дульсинеей
Отвергнутой
Доном
Кихотом...
и хохотом
встряхнутся тучи
запнутся,
ударят молнией
в глаза твои,
о несравненная,
о прекрасная
дама,
для которой
любви не жаль.
и шаровая молния
разрядом шарь
в сердце,
туда,
где
майские грозы
иные,
осенняя жухлость
влажного
света,
холодные,вьюжные
зимы
и буйная яркость
беспечного
лета
–>

мальчикам в юности их
10-May-07 08:47
Автор: Виктория Скари   Раздел: Вокруг и около стихов
эх, мальчики,мальчики.
наивные,глупые мальчики,
с нежной, весенней кожей,
с неогрубевшими голосами.
мы все делали вид,
что знаем гораздо больше,
чем знаем,
чем видим,
чем слышим.

что лучшего нет,
чем ЭТО-
и
ЭТО
мы пропустили.
мы опоздали заметить,
что ЭТО-
уходит,
а это
совсем несмешно...
а что мы могли,
всесильные,
умные,
звонкие?

и страшно взглянуть
в глаза ваши-
сегодняшние,
мутные.
там нет той правды.
там- приглашение,
там- расчет,
там- жажда...
и нет в них смеха
и непосредственности нет
желаний,
когда случайное,
случайное прикосновение
приводит к катастрофе,
к смущению,
к любви,
и к опыту,
который здесь-
сейчас.
–>   Отзывы (1)

отступления
10-May-07 04:29
Автор: Виктория Скари   Раздел: Вокруг и около стихов
побежала. спотыкаясь.
вода. опять.
эта боль. я не знаю
названия.
я не дам ей название.
забуду ее.
уйду от нее.
я-любовь безволосая.
я-дитя нерожденное.
я-Фрида Кало.
я-постель в душной комнате
я-слова,что не помните.
я-окно.
бесконечными вздохами.
счастье-скудными крохами.
я.
Визг
в иглу
источенный.
взмах руки
пощечина.
Тоже.
Я.
Настоящее.прошлое.
непростое-несложное.
я.
Изводящими темами.
аксиомами
Теоремами.
Утомлю.
Твоя любовь невечная.
Целую.до встречи и
Все еще люблю.

---------------------------------------------

морем. ночь. вылизана.
ты рукою звезды.
нанизала. лизонька.
на набережной.
пять угрюмых мужчин
наперсток начинили мячиком.
угадайте-ка. а ну!
горькое море песок жует.
пятится, пучится.
нанизала-рассыпала звезды
и руки по швам.
утро настало,
отстала волна
от огромного горького моря,
покрылась лучем
оранжевым всплеском сытой воды.
пора нам,лиза.
–>   Отзывы (4)

Вы ничего не пропустили? 
 Поиск : Раздел : Вокруг и около стихов
 Поиск : Произведения - ВСЕ
 Поиск : Отзывы - ВСЕ
 Страница: 1 из 2  |     | Стр. 2 –>