Добро пожаловать!  Регистрация  Автопилот  Вопросы..?  ?  
   
  НачалоАвторыПроизведенияОтзывыРазделыИтогиПоискОпросыНовостиПомощь   ? 
Вход в систему?
Имя:
Пароль:
 
Я забыл(а) пароль!
Я здесь впервые...

Сводки?
Общие итоги
Произведения
Авторы
 Кто крайний?
Роман Смирнов

Поиски?
Произведения - ВСЕ
Отзывы - ВСЕ
 Миллион значений
ВСЕ в разделе
Произведения в разделе
Отзывы в разделе

Индексы?
Начало
  Наблюдения (10)
По содержанию
  Лирика - всякая (5849)
  Город и Человек (379)
  В вагоне метро (25)
  Времена года (295)
  Персонажи (285)
  Общество/Политика (123)
  Мистика/Философия (646)
  Юмор/Ирония (630)
  Самобичевание (103)
  Про ёжиков (57)
  Родом из Детства (333)
  Суицид/Эвтаназия (75)
  Способы выживания (296)
  Эротика (67)
  Вкусное (37)
По форме
  Циклы стихов (129)
  Восьмистишия (269)
  Сонеты (92)
  Верлибр (145)
  Японские (178)
  Хард-рок (49)
  Песни (158)
  Переводы (170)
  Контркультура (8)
  На иных языках (25)
  Подражания/Пародии (148)
  Сказки и притчи (67)
Проза
  Проза (609)
  Миниатюры (343)
  Эссе (33)
  Пьесы/Сценарии (23)
Разное
  Публикации-ссылки (8)
  А было так... (451)
  Вокруг и около стихов (85)
  Слово редактору (8)
• Миллион значений (31)

Кто здесь??
  На сервере (GMT-0600):
  05:47:44  18 Nov 2017
1. Гости-читатели: 22

Не рухнул мир...
23-Feb-14 18:17
Автор: mirage   Раздел: Миллион значений
Не рухнул мир! Он, как и прежде, будет
Любовь и боль дождями лить на плечи...
Что даст в рассвет, в закате не осудит!
Он просто вдруг погасит...
чьи-то свечи...

Не рухнул мир?.. Нет, рухнул... до основы.
Хотя... в руинах жизнь возможна тоже...
Влюбляемся... и что-то строим снова,
И шепчем льдистой ночью:
- Дай нам, Боже!

А в темноте и черни одиночеств,
Никчемье сквозь, как лучиком, в завет:
Сгореть теплом, на всхлипе... кара?.. почесть?..
Моля закатами прощенье...
за рассвет...
–>   Отзывы (4)

Слова молитвы отзвучали
16-Nov-11 02:57
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Миллион значений
Слова молитвы отзвучали,
и литургии вышел час,
закат оттенками печали
окрасил туч иконостас.

Готовясь к долгожданной встрече,
в благоговенье замер мир,
из алтаря явился вечер
и вынес месяца потир.

Росинки медленно сочатся,
слезами кажутся впотьмах,
вершится таинство причастья,
мерцают свечи в небесах.

Во имя памятной вечери
стрижи в полёте неспроста
пьют отблеск солнца в речке – верят,
что пригубили кровь Христа...
–>   Отзывы (2)

Музыка сфер
16-Aug-11 04:16
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Миллион значений
"Бог великий музыкант, вселенная —
превосходный клавесин,
мы лишь смиренные клавиши."
(Карамзин Н.М.)



В стенах заполненного зала
давно бег времени исчез,
печально музыка звучала,
на Землю падала с небес...

Душа моя, скрывая слёзы,
из темноты тянулась ввысь,
волнуясь в такт, мерцали звёзды –
играл великий Пианист...
–>   Отзывы (3)

Когда...
11-Jul-11 07:37
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Миллион значений
Когда ты, задыхаясь, обречённо
увязнешь в темноте житейских пут,
зажги лампаду сердца у иконы,
что знающие совестью зовут.

Пусть свет любви согреет и осветит
души твоей уставшей уголки,
и радости родившиеся дети
во взоре вспыхнут, словно угольки.

Прости себе все глупые ошибки,
прости другим их давние долги,
позволь лицу надеть наряд улыбки,
больной душе воспрянуть помоги.

Когда она в предчувствии свободы,
в приливе новых сил рванётся ввысь,
ей не мешай, войди в алтарь природы
и звонкой песней небу помолись.

Пусть в храме поднебесном громко грянет
хор птичий, словно звон колоколов.
Пусть солнца крест торжественно сияет
над куполом из белых облаков.

В стремлении братания под небом
ты нищих духом в ближних отыщи
и щедро поделись насущным хлебом –
любовью, главной пищей для души!
–>   Отзывы (1)

Молитва
25-Jun-11 04:03
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Миллион значений
Молитва

Единый и несотворенный,
Первопричина и Конец,
Стоящий выше жизни бренной –
Наш мудрый любящий Отец!

Позволь молитвою смиренной
Отвлечь тебя от тех забот,
Что Ты в бесчисленных Вселенных
Несёшь в Себе который год.

Я, искра Пламени Познанья,
Рождённый в муках сын Земли,
Прошу прощенья в покаяньи,
Что не ценил Твоей Любви.

С момента сотворенья Мира
Был дан завет в словах простых:
"Не сотвори себе кумира
Из мнимых ценностей земных!"

Но мозг мой прочно зацепился
За мудрость, деньги и почёт.
И, чем сильнее к ним стремился,
Тем было всё наоборот.

Решив, что жизни смысл не в этом,
Я всё земное осудил,
Хотел примерить жизнь аскета,
Но вновь кумира сотворил...

И лишь теперь, пройдя сквозь годы
Ошибок, болей и страстей,
Я, жалкий баловень Природы,
Прошу помочь душе моей.

Она полна благоговенья
Перед Премудростью Твоей
И страстно жаждет очищенья
От зла, скопившегося в ней.

Ищу к Тебе на ощупь двери,
Молюсь, дыхание тая,
И тихо радуюсь, поверив,
Что мы подобны - Ты и я...
–>   Отзывы (15)

Мозаика зимы
27-Feb-11 22:26
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
"Мозаика зимы"
1
Сковал по осени кузнец
Мне новый голосок,
А сам отправился он в лес,
Когда пошёл снежок.

Он в лес пошёл, а вслед за ним
Туда пришла зима:
На злато наложила грим,
Начав иной роман.

А я не знала и ждала:
Вот-вот кузнец придет.
Уже земля белым-бела
И новый выпал год.

Но кузнеца всё нет и нет,
И видится в лесу
Как лыжник пролагает след
Туда, где зародился свет,
Где голос мой спасут.


2
А завтра будет весна,
Когда совсем не до сна,
Когда гитары,
Когда по парам
Все сходят опять с ума.

А завтра ты будешь моим:
Путь Бога неисповедим,
Но ты будешь мой,
Больна я тобой,
Поэтому ты - пилигрим.

Поэтому сок потечёт,
И вызреет польза из сот,
И мёд моих слов
И белый покров
Весна нам с тобой принесёт.


3
Окно на мир и свет в конце тоннеля.
А кто-то скажет просто: серебро
Рассыпалось. И всё, как мир, старо,
И всё-таки желанны свиристели.

И всё же в этой снежной тишине
Спокойствия и вдохновенной сказки
Почудится, что это ты ко мне
На лыжах мчишься, чувствуя развязку:

То, как в поблекшей тает красоте
Ещё один морозный день. Он первым
В году случился, но уходит в тень,
Как и последующие, наверно.

Но также знаешь, что та красота
Навеки в сердце будет, как мечта.

И в летний день захочется на лыжи
И в самую середочку нырнуть
Заснеженного леса, чтоб стать ближе
Хотя б к нему... Хотя б к кому-нибудь...

4
Я ехала в метро.
И не было печали
В том, что мне некуда идти, поэтому
Я ехала в метро, чтобы в начале
Пути мне быть, а не кончины света
Достигнуть с сумасшедшими и падшими,
Ушедшими в себя от настоящего.
Я ехала в метро.
В вагоне спящие
Не ведали о том, что было раньше.
И так спокойны лица их обычные,
Что на минуточку и я поверила:
Есть и сейчас и здесь и просто личности,
А не одни лишь листики на дереве,
С дыханием слетающие в прошлое,
Наслаивавшие в нас год за годом...
Я почему-то помнила хорошее,
И будто мед, его копила в сотах.
А на часах в своём отсчёте новом
Забесновалась цифра и двоилась,
И разрушала времени основы,
Которым ранее сама молилась,
И множила она былые страсти.
А те, кто ехали в одном вагоне,
Кто за судьбою, кто домой, кто к счастью,
Не получили на свободу брони.

5
И изысканность плоти
Не воплощается в вечность. -
В тайну – да, но и только.
И только: паденье при взлете.
Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буонаротти –
Свет и страсть,
Но и с привкусом горьким.

Первый слаб перед злом,
Но силен своей слабостью в большем,
А второй через ярость
Велик быстротой изваяний.
Через силы пролом
Свет спокойно струится, и ропщет
Перед ним только страсть
В темноте своего одеяния.

Моцарт и победитель Сальери, -
Свет и страсть, -
Продолжение то же,
Что и ранее:
Снег долговечней метели.
Все – любовь к тебе, Боже,
Примочкой прижатая к ране…
–>   Отзывы (29)

тупизмы (избранное)
17-Feb-11 05:13
Автор: Budetlyanin   Раздел: Миллион значений
Задача. Натуральная блондинка за рулём, остановившись на красный свет, заметила, как в противоположных направлениях перешли дорогу баба с пустым ведром и чёрная кошка. Постройте математическую модель поведения девушки в течение 10 минут после создавшейся ситуации.
***
Если бы у Баха были современные синтезаторы, он сочинял бы, наверное, транс. (из разговора с диджеем).
***
Предназначение коллайдера подтверждает теорию Дарвина о происхождении физиков от обезьян.
***
Музе милее пьяный небритый художник нежели дюжина трезвых лощённых чертёжников.
***
Белая ворона посетила салон красоты, и свершилось чудо!
***
Азартная игра в кораблики в ванной мистическим образом возбуждает нервную систему соседей, живущих этажом ниже.
***
ИСТИНА – ПОД КРОВАТЬЮ
(Секретные материалы, архив)
«Как-то раз ночью к спящему папе Карло прилетели инопланетяне. Они осторожно подложили ему под кровать титановое полено и по-английски исчезли…».
А. Н. Толстой. Запрещённое. Сказка «Приключения папы Карло».
***
ПАРАДОКС ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
…В третий раз дунул Вася папиросу… И выпустив окурок, с улыбкой побрёл в синее море – искать счастье. И поймал он невольным движением руки золотую рыбку. Та взмолилась:
- Отпусти, Василий!
- А нафига, красавица?
- Три желания исполню на халяву, чтоб мне мальком стать!..
Призадумался Вася:
- Хочу, чтобы не отпускало.
- Исполнено!
Улыбнулся Вася не по-детски и великодушно промычал:
- Тебя, чтоб тоже!..
- Вуа-ля! – рыбка, захихикав, принялась хлопать в плавники.
Про третье желание Вася забыл. Рыбка тоже забила…
***
COPYRIGHT ЕМЕЛЯ
Лежал Емеля на печи да песни орал:
Мечты сбываются и не сбываются…
Любовь приходит к нам порой не та-а-а!..
На крыльце сидел Юрий Антонов и лихорадочно стенографировал.
***
АНОМАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
…поезд «Москва-Санкт-Петербург» сошёл с рельс. По предварительной оценке экспертов причиной катастрофы стал внезапный выход из строя пятой аксиомы Евклида.
***
СПРИНТЕР
Он упорно пытался разбить с высоты себе лицо о землю, но ему мешал инстинкт самосохранения. Поэтому он бежал.
***
САМОПРОИЗВОЛЬНАЯ АМПУТАЦИЯ
Бездомный кот отравился пищевыми отходами. Он так сильно рыгал, что выблевал свой желудок. Спустя неделю кот умер с голоду.
***
Незвано влетающий в форточку «Боинг-747» хуже татарина.
***
Гениям воскрешение гарантируется.
***
Иногда люди путают зеркало с иконой.
***
Шесть миллиардов королей минус один раб равно?
***
С некоторых пор Борис Гребенщиков полюбил давать концерты на руинах египетских пирамид.
***
Межгалактический справочник

З
Земля – заповедник рабов.
***
- А что если вернуться лет на десять назад и скрестить Бритни Спирс с Анжелиной Джолли?
- Вы всё ещё тупите, профессор?
***
Последнее, что я помнил, была моя смерть.
***
Между истиной и ложью существует вероятность.
***
Картина неизвестного художника ХХI века «Ренессанс средневековья».
***
В перспективе каждый человек будет иметь свою собственную одиночную камеру из стекла.
***
Не все люди живут на Земле.
–>   Отзывы (2)

Слёзы
15-Feb-11 23:02
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
***
Я плакать хотела. Но слёз не было.
Я выла, но голос не просыпался.
Я Богу молилась, но немо небо,
И воздух навязывал галстук

Бездушия и безразличия к жизни.
А снег упадал на фигуры и лица.
Мне было, как прежде, светло молиться,
Впервые боялась, что всё исчезнет,

Померкнет вселенная. Солнце сядет
И больше уже не поднимется, чтобы
Весь мир этот Божий Господа ради
Поднять из сугробов.

Я плакать хотела. Но жажда мучила
И сердцу чуть-чуть не хватило... капли...
И небо грозилось свинцовой тучей,
И снежные толщи... капали...

И у февраля середина: Сретенье
На долю сегодняшнюю вдруг выпало.
И капало... капало... капало... - нате вам!
До донышка выпейте!
–>   Отзывы (30)

Белые стрелы (трансцендентально)
20-Jan-11 00:45
Автор: dimi   Раздел: Миллион значений
Белые стрелы небесных дождей,
Ангела грусти слёзы
Смешаны с пылью звёздной,
Растворены в воде.

Белые стрелы - слепые лучи,
Ангела света дети,
Льют элексир столетий
Тем кто не излечим.

Белые стрелы - незримая вязь...
Ангел забвенья вяжет
Людям из вечной пряжи
Смертную ипостась.

Белые стрелы пронзят тишину...
Ангел молчанья свыше
Жизни картины пишет
Золотом по полотну.

Белые стрелы тянутся вниз,
Ангел - добра апостол,
К грешной земле ниспослан,
Чтоб завершить эскиз.

Вечную тайну хранит Херувим

И отправляет нам смертным

Белые белые стрелы

Веры надежды любви
–>   Отзывы (5)

Душа и привычка
11-Jan-11 23:52
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
Душа благое по привычке
Не делает: душа - творец, -
Она творит сначала спички,
Потом огнём ведёт рубец
Как слово, как строку, как жилу,
Проводит свет из глубины.
Душа лучится без наживы
И без привычной Вам вины.
–>   Отзывы (3)

вы, принимающие стихи, магистры
26-Oct-10 23:12
Автор: Геннадий Ильницкий   Раздел: Миллион значений
***
вы, принимающие стихи, магистры,
(титул главы иезуитского ордена?)
как на расправу ни падки и быстры,
знайте, что истина совестью соткана...

глазки прищурив, сжав дулю в кармане,
можно, конечно, сказать – объективны мы,
трудимся здесь день и ночь (не за money!),
жжом интересами корпоративными...

только в магистрах им данная сила
не деструктивной редактором создана,
каждый поэт – это вроде светила,
не становитесь для творчества тормозом!..
–>   Отзывы (16)

Я жизнь начну
11-Oct-10 09:23
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
Я жизнь начну не с нового листа, -
Весна прошла и затянулась осень,
На небе тучи, а душа чиста
И, как и прежде, ничего не просит.

Я жизнь начну с кленового листа,
Кружащегося возле колыбели,
Когда мне было только две недели,
Но с той поры я знаю: жизнь проста.

Я жизнь начну, а с нового листа
Напишет в небе "не было такого"
Незримо Кто-то для природы слово,
Подумав, как звеняща высота .

Я жизнь начну...
–>   Отзывы (8)

Диалог с любовью
15-Sep-10 20:18
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
- Ещё есть осень...
- Есть. Согласен. Жёлт
Мир в озарении её соцветья.
- Ещё есть сон...
- Да, мир успел созреть и
Все чувства скрыты в заповедный грот.
- Ещё был ты,
Теперь же, как листва,
Срываются и падают слова,
Такие же пожухлые, как листья,
Из-под подушек пальцев - не из уст...
И я теперь с самой собой борюсь:
То верю, то не верю в силу чувств,
Но до сих пор на сердце чистый груз,
Ведущий в небо и к тебе, и к жизни.
Но - ты...
Ты - сон,
Где небо в облаках
И кругозор граничит с горизонтом.

А знаешь, мне теперь неведом страх,
Душа застыла на иных весах,
А тело в гробе, словно пчёлка в сотах.
–>   Отзывы (6)

И вот наступает то странное время иных измерений
31-Aug-10 14:03
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
Геннадий Ильницкий

Любимая, всё ещё дремлешь?...
А в окнах кончается лето.
Целуя, бужу тебя с тем лишь,
Чтоб знать – как ты смотришь на это?

Сегодня, тетрадку листая,
Где боль моя стала стихами,
Подумал – от жизни устал я,
Всё чаще о боли – устами.

Не прячу привычную боль я,
Ругаю несносную всласть и,
Привычно играя любовью,
Привычку поставил у власти.

Я в шорах привычки ишачу,
На отдых косясь, как на диво.
Но к шорам, обычно, в придачу
Положены кнут и удила.

Жара испугалась, дождями
Умылась земля, охладела.
Игра, что была между нами,
Не сблизила душу и тело.

Повеяло холодом буден.
Мне зябко. Кончается лето.
А как же.. а с нами что будет?...
Нет, лучше не думать об этом!


В стихотворении не меньше двух ведущих тем, и первая из них названа явно – боль. Во второй и третьей строфе это слово встречается три раза. Боль это прореха в тонкой ткани бытия. В физической боли проявляется тело как таковое - в своей беззащитности и неполноте. Душевная боль пытается уничтожить все те дополнительные измерения, которыми наделено наше ментальное Я. В целом боль - это всегда символ видимой или невидимой (внутренней) борьбы и победить ее означает, в сущности, "заштопать дыру", устранить неполноту. Если посмотреть внимательно, то оказывается, что стихотворение насыщено замкнутостью и незавершенностью, слабостью и неполнотой. Чтобы избежать словесной путаницы, сразу уточню, что под слабостью здесь я понимаю, скорее, недостаток энергии, а не физических сил.

Начнем с первой строки. В ней сказано о состоянии дремы (дремлешь)*. Это не крепкий сон, это расслабленность, полусон-полуявь. Как видите, слово, производное от «слабости», возникло само собой. Причем расслабление продолжается уже довольно давно (все еще). В окнах, в узком ограниченном прямоугольниками пространстве (опять ограниченность, неполнота), кончается лето. Кончается - в применении к тому, что имеет протяженность по времени, означает, что это нечто исчерпало себя, ослабело настолько, что умирает.

Вторая строфа заполнена словами: боль, усталость (и даже хорошо рифмующееся «устами» всеми звуками очень сильно перекликается с усталостью). Настойчиво повторяется «привычную, привычно, привычку, привычки», практически в каждой строке. А что есть привычка, как не слабость жизненных сил, экономия физических и душевных усилий при недостатке энергии для их восполнения?

Важную роль в тексте играет упоминание об окнах. Уже было замечено, что окна это четко обрисованный (ограниченный!) геометрический объект. Они, к тому же, преграда, отделяющая нас от внешнего мира. Из второй строки неизбежно следует, что стихотворение ограничено некоторым внутренним миром, действие в нем происходит в замкнутом пространстве. Я бы даже в данном случае определила это как внутренний мир ЛГ. Лишь в паре строк пятой строфы есть слабое упоминание о внешнем мире (Жара испугалась, дождями/ умылась земля, охладела). Но, по закону инверсии семантических смыслов, это только усиливает замкнутость всего текста. К тому же, в этих строках снова проявления некоторой недостаточности или слабости: испугалась, охладела (напомню, что холодеет умирающее, живое горячо). Несогласие души с телом естественным образом говорит о неполноте, незавершенности – опять о слабости.
Но, вернемся к окнам, этим отверстиям во внешний мир. Заметьте, что ЛГ не пытается приблизиться, или заглянуть в окно, или даже, упаси бог, пройти сквозь него. Его всего лишь волнует мысль «об этом». О том, что там, за окном? А в конце стиха и сама мысль ограничивается (Нет, лучше не думать об этом!). Хороший стихотворный текст обычно очень концентрирован, этим он и отличается от прозы. В нем каждое слово, даже предлог, значимо. Следуя авторскому тексту (употреблен предлог «в», а не «за»), мы не можем выйти за окно, оно как экран в кинотеатре – непроницаемо.
Если стихотворение цельное, а данный текст без сомнения таковым является, то стоит только правильно угадать основную смысловую (семантическую) волну, как на нее тут же начинают нанизываться почти все образы. Вот, к примеру, шоры, два раза возникшие в четвертой строфе. Как предмет с утилитарным значением шоры почти вышли из употребления. Но слово хорошо всем известно – обычно мы используем его переносное значение. «Шоры на глазах, взять в шоры, держать в шорах» - сильное ограничение в действиях или понимании окружающего мира. Таким образом, и в этой строфе возникла замкнутость, и тем самым неполнота, мира.
Кстати, здесь у меня есть небольшое замечание по рифме: использовано «диво –удИла». Однако, в слове «удилА» ударение должно быть только так. Существует (условно) слово «удИло», но его значение «удочка», как-то не очень подходит в данном тексте. Так что рифма разрушается. Но удила здесь по существу, поскольку это устройство, ограничивающее (!) движения и желания лошади. А ограничение - одна из ведущих тем стиха.

Последняя строфа перекликается с первой (кончается лето – прямая отсылка к окнам из первой строфы). Думаю, что уже не нужно специально ее комментировать, достаточно просто перечислить знаки слабости, расставленные в ней: холод буден, зябко, кончается.

Позвольте и мне закончить текст четверостишием Ю.Левитанского:

Что делать, мой ангел, мы стали спокойней,
мы стали смиренней.
За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас.
И вот наступает то странное время иных измерений,
где прежние мерки уже не годятся - они не про нас.

*Курсивом выделены цитаты из текста стихотворения
–>   Отзывы (4)

Вопрос к Богу
19-May-10 07:48
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
Господи, почему, когда обращаюсь к Тебе,
Так легко и светло на душе и не думается
Ни о теле своём неуклюжем, ни о чужом, столь желанном?
Только свет и любовь на душе и улыбка как бабочка
На губах замерла, словно вечность поцеловала...
И тепло разливается в умершем сердце
И его воскрешает, когда я к Тебе
Обращаю своё неуклюжее слово...
Почему так дождливы глаза и так радужно небо?
–>

Шарф
24-Mar-10 04:49
Автор: fleshka17   Раздел: Миллион значений
Зацепилась за жизнь,
Как шарфом за чужую ограду.
Дернешь - вырвешь с клочком,
А ему даже месяца нет.
И стою ... двадцать лет.
Позже друг принесет лимонаду,
Почтальон, проходя,
Сунет в руку вчерашних газет.

Люди хором ворчат:
"Ну, куда быть такой неуклюжей!"
А гаишник всучил
За "простой в неположенном" штраф.
Но они, проходя по еще не засыпанным лужам,
Тоже вертят в руках
Свой к чему-то привязанный шарф.

Так абсурдно и дико,
Гуляя по зимнему саду
И витая в мечтах, и рисуя в фантазиях бред,
Зацепилась за жизнь,
Как шарфом за чужую ограду.
Дерну - вырву с клочком,
А ему даже месяца нет.
–>   Отзывы (3)

И глаза твои голубиные
25-Feb-10 17:47
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
И глаза твои голубиные,
И объятия лебединые,
Тише облака, выше голоса,
И распущенной ночи волосы…

По этапу, по бездорожью,
По судьбе походившие ноженьки
И душа бездомная, любящая
В грубом теле, дырявом рубище.

Кто погнал тебя, кто же вытолкнул
Из гнездовья на поругание?
И всё чаще печать молитвою,
Всё желаннее покаяние.
–>

Мысли кошки по имени Саша
04-Feb-10 02:37
Автор: Она идет по жизни смеясь   Раздел: Миллион значений
Совсем никого.
              Темная ночь.

Фонарь.
       Ярко светит.
                   Не солнце.

Все серо. Как шкура моя.
                        Точь-в-точь.

Лишь тень.
          Иногда.
                 Незнакомца.

Аллея пуста.
            Совсем одиноко.

Лишь мусор шумит.
                 От ветра.

Не спит кто-то.
               Каркает.
                       Сорока?

Рокот машин.
            Далеко.
                   Километры.

Капли дождя.
            Тихонько. По крыше.

Поглубже.
         Карниз.
                Подоконник.

Сильнее и чётче. Стучит.
                        Слышу.

Мурлычит.
         Малыш.
               Котенок.

Хозяина нет.
            Пустынно в квартире.

Открыто окно.
             Нараспашку.

Открыты пути. Для меня.
                       Во всем мире.



Но ждет лишь хозяина Сашка...
–>   Отзывы (3)

Живу одной молитвою за всех
09-Jan-10 20:51
Автор: sonushko   Раздел: Миллион значений
***
Живу одной молитвою за всех
И помыслы гоню о мире бренном,
Борюсь с тщеславием, корыстью, ленью,
Отпихиваю от себя успех.

Сплю по часам, или не сплю совсем,
Не ем, не пью по целым суткам, чтобы
Не распалять страстями чьих-то тел
И не плодить бесчувственно подобий.

И вечно на посту стою в ночи:
Храню любовь от плотских посягательств.
И сердце в этой сети обстоятельств
Всё тише и спокойнее стучит.
–>   Отзывы (3)

Меж трагиками и шутами
02-Oct-09 22:51
Автор: Лека   Раздел: Миллион значений

В чащобах антитез увянем,
Но не сбиваемся с пути,
Две маски - смеха и страданья -
Попеременно освятив.

Меж трагиками и шутами
Судьбе вверяемся мы сами.

–>   Отзывы (5)

ГЕРА, ИО и АРГОС
09-Sep-09 21:52
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
Пепел детства
Автор: Евгения Костюкова

Мне снится улица акаций, ленты-лица.
Моргает окнами стоглазый дом-убийца.
И аромат от булочек с корицей
из бабушкиной кухни льётся-длится.
Наш благодушно-душный улей – горечь мёда.
Шары воздушные надули (дань полёту) –
они на небо, словно души... Кто-то
нас изначально создал для заботы.
Змей вопросительный чудил в молочном небе,
а восклицательный салют - весне молебен.
Дожди сожгли босую память. Светел
мой лепет детства, обращённый в пепел.



“…Кругом сотня очей на его голове разместилась.
И, соблюдая черед, лишь по два они отдыхали,
А остальные, служа, стоять продолжали на страже.
Где бы Арг ни стоял, постоянно смотрел он на Ио,
С Ио глаз не спускал, хотя б и спиной повернувшись….”
(Публий Овидий Назон, Метаморфозы, книга первая, строки 625-639).

Безусловно, самые цепляющая внимание строка – это номер два: «моргает окнами стоглазый дом-убийца». В греческой мифологии был один такой, стоглазый. Это Аргус, стоглазый великан-чудище, сын Геи. Как и всё ее потомство, он был ужасен, отличался дикостью и стихийной силой. Поэтому недаром разгневанная Гера приставила его сторожем к Ио, любовнице своего мужа Зевса. Так что фон для восприятия следующего текста уже создан вполне определенный. Обычно стоокий Аргус был олицетворением звездного неба. Это его свойство тоже вполне соответствует логике стиха - небо неизбежно возникает в следующих строках. Есть оно и в улье, и в меде. В воздушных шариках, пускающихся в полет, небо присутствует уже явно (хотя автор заменил точное выражение глубокомысленным многоточием, но из песни слов не выкинешь). Собственно говоря, после строк о шариках текст уже просто не позволяет автору «уйти» с неба. Неудивительно, для детей очень естественна склонность витать в небесах (раз уж автор настаивает на детскости этих воспоминаний). Теперь посмотрим, что же означают дожди, сжигающие босую память. На первый взгляд кажется немного странным, что дожди (влага) сжигают что-то. Однако если посмотреть через призму самой сильной строки, то следует вспомнить, что у дождей есть и еще один смысл, довольно сильный: как и любая влага, это эротика и плодородие. Спрягаем этот смысл с образами «Аргус – Гера - Ио» и получаем вполне естественное значение «сжигающей любви». Память названа босой – то есть незащищенной, соприкасающейся непосредственно с землей, с самыми простыми инстинктами. А что может быть проще и естественней первых проявлений сексуального инстинкта в детстве. Ну, а пепел? Так это само собой, где был огонь, там потом и пепел остается. От детских эротических воспоминаний чаще всего остается только пепел. Светлый лепет детства - оставим на совести автора, ничего более чем стандартный образ. Впрочем, потому и стандартный образ, что он вполне соответствует действительности – детские воспоминания всегда светлые. Таково основное свойство человеческой памяти. А кто в этих воспоминаниях Гера, Аргос или Ио – разбирайтесь сами.

–>   Отзывы (7)

Золотой ключик и латунный рожок
23-Feb-09 03:01
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
К стихотворению
*** (М.Т.)

25-Nov-08 07:22
Автор: Лека Раздел: А было так...

Художникам слова и кисти,
встречавшимся в залах и вне,
запомнятся сполохи истин
и плач по далекой стране,
где искры во взглядах и перьях
сквозь мутные стекла зажег
испытанный друг подмастерьев -
заката латунный рожок.

Текст очень короткий, поэтому сразу уточним, что приходится считать каждое слово значимым. В четырех строках подряд стоят: сполохи, плач, искры, зажег. Огонь, огонь, огонь… не слишком ли много огня для четырех строк? И что он, огонь, здесь делает, зачем он нужен?

Начну я, пожалуй, с последней строки. Она кажется самой главной и в ней звучит отчетливая грустная нотка, что неудивительно. Вдумайтесь в значения каждого из трех слов этой строки. Закат – это умирание дня, очень грустное и тревожное время. Что-то еще может случиться в ночной темноте, да и вообще, будет ли он, следующий день, все же глубинное восприятие заката у нас идет от животного мира. А животные живут настоящим: есть сейчас, закат и умирание, и будущего не существует. Далее, латунь это металл, который внешне похож на медь и заменяет ее во многих изделиях. Он по многим параметрам превосходит медь, как пластик превосходит естественный материал. И к тому же так похож на золото…. Вот эта похожесть и смущает ум.

И внезапно мне пришел в голову неожиданный поворот сюжета. Эти восемь строк (также, заметим, как и пара предыдущих стихотворений) в точности совпадают по размеру (и по смыслу!) с одним очень старым стишком-песенкой. Я его привожу почти полностью:
Далеко, далеко, за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.

Ключом золотым отпирают
Заветную дверцу в стене,
Но где отыскать этот ключик
Никто не рассказывал мне.

Нетрудно догадаться, что это песенка Папы Карло из старого-старого спектакля про Буратино. В сущности, в ней сосредоточено все содержание хорошо известной сказки. Уточним, ее русского варианта. Различия между русским и итальянским вариантами столь велики, что литературоведы написали уже не одну книжку, разгадывая «код Буратино». Особо интересующимся, я могу предложить довольно содержательную ссылку на эту тему:
http://alexsima.com/index.php?option=com_content&task=view&id=61&Itemid=2

Ниже, я буду ссылаться на тот вариант сказки, который был написан А.Н.Толстым. Кстати, в сказке Карло Коллоди нет никаких нарисованных очагов, потайных дверей и золотых ключиков. А у Толстого, как вы, конечно, помните, эта дверца спрятана за нарисованным на холсте очагом.

Попробуем наметить сравнения и параллели. Куклы-актеры –– художники слова и кисти, кажется мне, что это одна компания. Особенно, если добавить сюда же перья, горящие красным огнем (их зажег закат). Пройти сквозь огонь - испытания. А ведь Буратино для достижения своей цели прошел сквозь огонь (нарисованный очаг), воду (встреча с Тортиллой). Если хорошенько поразмыслить, то в сказке можно найти и медные трубы.

Бравый Буратино отвоевал золотой ключик и, в конце концов, вся компания открыла заветную дверцу. Но куда они попали, помните? Снова в театр! Новый, большой, красивый, но всего лишь театр. Этот конец меня всегда поражал еще в детстве. Не было там никакой страны, потому что за нарисованным фальшивым очагом не может быть настоящей страны. Как нельзя назвать настоящими истинами всего лишь их сполохи. Мутные стекла составляют четкую параллель нарисованному очагу. Поэтому огонь зажженный закатом не настоящий.

Латунный рожок заката – последние лучи солнца на горизонте – возвещает о скором прибытии ночи: «Будет вечер, и кудесник и обманщик…». Понятное дело, грустно от такого призыва….Лишь одно утешает, все это было давно и далеко, и как бы понарошке.

И небольшое пояснение сказанного. Далекая гроза (сполох - это беззвучное блистание молний грозы, настолько далекой, что звук грома уже не долетает). Далекая, следовательно, недоступная или потерянная страна. И происходило все давным-давно, «встречавшимся» - отглагольное прилагательное совершенного вида, моментально выдает нам информацию о времени.

–>   Отзывы (4)

Белый холод
11-Dec-08 06:49
Автор: Юлия Волкова-Арсентьева   Раздел: Миллион значений
Когда на землю станет падать снег
И к белому цвета Земли сойдутся,
Я в мир вернусь из глубины себя,
Где только буквы, как осколки слова,
На камне сердца оставляют след.

Когда не землю станет падать снег,
Не разобьют гармонии ни люди,
Что вечно в чёрном к пропасти спешат,
Ни хриплым криком чёрные вороны -
Чернила капли на бумаге белой.

Когда на землю станет падать снег -
Я знаю, это будет очень скоро -
Сотрётся память мира о прошедшем,
О том, что всё когда-нибудь пройдёт,
О том, что всё уже сейчас проходит
И ускользнёт, как в пригоршне песок.

Когда на землю станет падать снег,
Я выйду в чёрном, как одна из стаи,
И в снегопаде силуэт истает...
Направлюсь против ветра и метели
Туда, где белый холод правит бал.
–>

Инстинкт
17-Oct-08 09:50
Автор: вдруг напишу   Раздел: Миллион значений
В полнолуние расписАлось
Не по-детски, не та струя…
В муках творчества зависала,
Не причесана, вся в репьях,
Из охрипшего стона плоти,
Из разбитого сердца дней…
Чуть в полсилы дымя в работе,
Как я ночью горел над ней!

И глаголы в клочки летели,
Охи с ахами до небес!
Не подумайте, что в постели,
На скамейке, на лавке, без
Единой притворства нитки,
Голый, прЕд богом душу рвя,
Завидущим внушал завидки,
Не прияв посторонний вяк.

Брал я жадно, от мук хмелея
И вкушая слова, как мёд,
По небесному глаз веленью,
Или кто, может там, поёт?
Жаром страсти, огнём венчала
Из горнил тайных, свысока,
И пронзительно вдруг, кончалась,
Поэтическая строка!
–>   Отзывы (3)

бездна звания
14-Aug-08 22:35
Автор: вдруг напишу   Раздел: Миллион значений
РРР – сказала мышка!
Разве можно такое говорить на логопефта?
Мы не рабы и не рыбы, мы - Мысли! – выпалила мышь…
«А ну-ка, лес рубите на гробы!»
Грибы, гриль-бар… Греби и грабь!
Трансценденцально… РРР – каррамба! Я крыса!
Истрачена серость, я личность, я крыса, я вырвусь из норки!
К чертям все припасы, запасы, боязни, притворство…
Я хищная крыса, держитесь коты и там, совы, и волки!
Срываю засовы и рву всё на части,
я счастье, мышиное, кровное счастье!
Рассыпьтесь бемоли, вгрызаюсь в мажоры,
прожорливей нет и не будет прожоры!
За мною стажёры, коммивояжеры,
позёры, призёры и не-фанта-зёры!
Но разве ж так можно? - воскликнул корректор,
– всего-то исправил фифект вашей речи, а с нею…
Возможность свободно нести ахинею, стихами по прозе!
Мышиное счастье!
-По капельке?
-Прррозет!
–>   Отзывы (3)

Вперёд бандерлоги
13-Aug-08 03:38
Автор: вдруг напишу   Раздел: Миллион значений
Заозёрно-заоблачная школа верховой езды отличается от озёрных карасей выпуклостью беговой дуги ипподрома, в общем, разница просто огромна!
Из-за околья… жаль, не знаком я…
Все на выборы! Выбираем самую тупиковую ветвь развития, глупостей и наития.
Пусть завидуют Калигулы и временные правители!
Наш выбор уступок прошлым векам, правдоподобен лишь на треть,
мы выбираемся из куколки в мотылька, чтоб умереть…
В каждой колоде поровну чёрных и красных мастей, в живой природе нет абсолютно свежих выпусков новостей, скажем, заложена двойная спираль, или мораль четверная, генома,
и мы не знаем, ведёт ли к растрате пустой, а что экономней?
Впрочем, к чертям экономию, бог СЛОВО создал, не для патологии, а как начало начал?
Вперёд, бандерлоги!
Мир завоюем! И снова война, лишь плотоядным присуща она, а остальные идут все на…
«делают ноги»!
–>   Отзывы (2)

открепились запятые
19-Jul-08 05:16
Автор: вдруг напишу   Раздел: Миллион значений
цокать росчерком клавиры
ткнувшись носом в мониторы
странно слушать звуки лиры
мне под кожу от которых
прорастают ваши крылья
наплывают нежно звуки
обдавая звездной пылью
согревая от разлуки
непомерное вдруг входит
размыкая мои клеммы
в сказку странную уводит
забывая о проблемах
и бросает в дрожь и холод
сердца запредельный трепет
снова будто глуп и молод
раз несу беспечный лепет
вот ведь умопомраченье
заблудиться в выраженьях
прочь потуги на «значенье»
соглашаюсь с пораженьем

почему-то улетаю
открепились запятаи
–>   Отзывы (6)

"Мы молча вслед глядим из-под руки... "
14-Jul-08 02:40
Автор: *ai   Раздел: Миллион значений
Отплытие ( XX век)

05-Jun-08 04:29
Автор: mitil Раздел: А было так...

...И вот он медленно отплыл от парапета,
Вниз по реке, все дальше, дальше, дальше,
Все в океан, где он так быстро станет точкой,
Неразличимой с берега реки.

А здесь под берегом большие ходят рыбы,
Они плывут в воде так медленно кругами.
И все былое оказалось просто бывшим.
Мы молча вслед глядим из-под руки...





В прошлом веке…От такого сочетания веет устойчивостью старины, ощущением ностальгии и чем-то основательным, не требующим доказательств, а принимаемым как данность. Мало того, что мы можем ТАК сказать о себе, а уж фраза – мы из прошлого тысячелетия, вообще как жирная черта нашей всеобщей эпохальности.
Стихотворение имеет два варианта названия . В первом - «Отплытие» - средоточие эмоционально-внутреннего отношения к событию, во втором - констатация бесстрастного исторического рубежа из двух иксов, крестов с численным наполнением двадцать.
Ассоциативный ряд, возникающий от употребления семы «отплытие» у любого, даже не искушенного читателя вызывает два образа - корабль (или иное другое плавсредство, здесь авторский диктат не ограничивает наше воображение, и каждый выбирает по себе, может у кого плот или парусник). Второй – водная поверхность реки, впадающей в океан.
Если вспомнить известную реку времени,то употребление именно этого способа перемещения достаточно логично и оправданно. Даже при всей техногенной стремительности трудно представить век летящим.
Кроме того, употребление приставки – ОТ играет роль той связующей нити, которая даже не столько соединяет времена, сколько служит указанием на принадлежность и наличие багажа отплывающего века.
Кольцо времени с увеличивающимся диаметром расстояния отплывающего и круги на воде под берегом (!!), оставляемые большими рыбами как два звена одной цепи, которую создаёт лирический герой.
Багаж корабля – объективная реальность и субъективные картинки мира, гигант век и маленький человек, оставивший часть этого багажа внутри себя. И иногда этот фантом прошлого бывшего и вчерашнего становится дороже и ближе вездесущего «здесь и сейчас» именно из-за своей недосягаемости, даже потенциальной. Прошлое как запретный плод часто сладок именно этой обречённой утраченностью.
Первая строка начинается с многоточия.
Формально – это пауза, которую нужно сделать перед чтением, чем-то напоминающая минуту молчания, а может и торжество тишины перед важным не только для героя событием или любимое русское – присядем на дорожку. В то же время, это свидетельство того , что сюжетная линия и содержание стихотворения не самодостаточная единица, а продолжение внутреннего монолога автора, часть из которого он решил озвучить.
Первый эмоциональный и смысловой акцент, заданный обстоятельством «медленно», задаёт даже не столько способ действия и скорость , сколько внутреннее состояние лирического героя. Линия неспешности, плавности, замедленности, берущая начало еще в названии(отплытие – плыть-плавать-плавно) усиливается как лексическими повторами (дальше,дальше,дальше) так и образным рядом (река, вода, круги, рыбы, плывущие медленно).
Прошлое – большое и маленькое, эпохи и человека, это именно та, очень похожая по свойствам на воду субстанция, которая ускользает как вода между пальцев, и так же необходима для жизни, составляя большую часть нас самих. И если принять на веру утверждение, что вода обладает памятью, то использование именно этого образного ряда поднимает тему прощания с веком со ступеньки философских обобщений на более высокую для меня ступень личных переживаний мироустройства.
Приведу приблизительную цитату из детских писем к Богу, которые ассоциативно напомнили мне наши отношения со Временем.
Господи, если ты устроишь конец света, кто же на тебя будет молиться?
Если бы не было этого маленького человека на берегу, кто бы знал о существовании Времени, и было бы оно тем же и таким же без этого знания.
Мне всегда казалось, что время и пространство на земле как ошейник и поводок или ось координат, фиксирующие наше сознание в течение жизни. И даже не трогая Энштейна, почти каждый на собственном жизненном опыте удостоверился в его относительности. Его скорость – так называемое психологическое время от рождения растёт вместе с нами. И один день пятилетнего малыша - почти несколько месяцев жизни его матери.
Есть в этом , наверное и какое-то гуманное качество, потому что с приобретением многих печалей за многие знания, его ускоренная прокрутка скорее всего добро.
Но очень часто, чем быстрее оно летит, тем настойчивее внутреннее восприятие пытается, если не замедлить его ход в реале, то сделать неспешным и плавным. В гармонии нет острых углов и больших скоростей. А именно этого больше всего хочется и не хватает, когда узнаёшь мир.
Такое стихотворение вряд ли могло появиться в юности.
Во второй части есть потрясающие слова, ради которых, как показалось мне, и было написано остальное:
«И всё былое оказалось просто бывшим»
Статус стиля , сниженного с высокого на просторечный Былое-Бывшее – именно тот внутренний конфликт, побудивший лирического героя стать не просто зрителем, но и пассажиром того уплывающего корабля. Потому что это не корабль стал точкой, едва заметной вдалеке, а мы остались пылью на берегу, которая уже даже и не видна с капитанского мостика прошлого века…
Но если вспомнить все события XX века, может быть это и не так уж плохо , пусть не для нас, а для тех. Кто придёт после.
Ностальгия – это якорь, держащий в нас прошлое, и когда натягивается канат,

Мы молча вслед глядим из-под руки …

И точка начинает расширяться внутри нас, а может, иногда разливаться теплом.



–>   Отзывы (4)

Под ярким светом.
23-May-08 08:43
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
На солнечной стороне улицы...

02-Jul-07 03:13
Автор: snom Раздел: Город и Человек

На солнечной стороне улицы,
Наиболее опасной в период
Летнего солнцестояния,
Неосторожные музыканты
Изливают на пыльный асфальт
Водопады неожиданных для слуха нот.
Серьезные дамы
В плавящихся «Мерседесах»
Сонно сдирают с лиц
Слои превратившейся в напалм косметики.
В воздухе пахнет дымом.
Испаряющаяся отовсюду вода
Образует дрожащее марево.
Прохожие, плывущие по колено в нем,
Почти не отбрасывают теней.

На солнечной стороне улицы
Отдыхает великое Время,
Слушая откровения вспотевших музыкантов
Как симфонию лета.


Под ярким светом.

Уровень первый.
При первом беглом прочтении этого стихотворения, прямо с названия в воображении начинает возникать картинка: улица, жарко, одна сторона улицы на ярком солнце и прохладу можно найти только на другой стороне. Ну и так далее, лирическое образное описание жаркого городского полудня, когда от жары и солнца плавятся мозги и лень шевельнуть пальцем. Но вдруг, почти добравшись до конца стиха, буквально спотыкаешься об одну странность в тексте. Интересно, если прохожие не имеют тени, то почему ее должны иметь дома? Но если у домов нет тени, то нет и солнечной стороны улицы, потому что ВСЯ улица будет залита солнечным светом. У этой улицы все стороны солнечные, и вообще, здесь не важны. И, значит, название ничего не говорит об истинном смысле сказанного в тексте, а получившаяся складная картинка всего лишь внешнее прикрытие.

Уровень второй
Без сомнения, одну из главных ролей в этом стихе исполняет Солнце. Солнечный свет в полдень безжалостен. Он беспощадно высвечивает все морщинки и изъяны, под его лучами невозможно спрятаться или притвориться. Может быть, в этом состоит главная опасность? Солнц обнажает истинную сущность. В стихе оно заставляет всех что-то из себя извергать и отторгать, освобождаться от лишнего, срывает внешнее прикрытие. Всё и вся меняется под его лучами. Откровения, превращенные в громкие хаотичные звуки, с мощным усилием изливают из себя музыканты (как водопад). Дамы отторгают от себя вместе с кожей слои косметики, обернувшейся напалмом (это особенность напалма, слезать вместе с кожей). Вода освобождается от пара, то есть переходит в другое состояние. Но и пар немедленно преобразуется в марево. Прохожие уже отторгли, отбросили от себя тень, ее не существует. Даже прочные «Мерседесы» под лучами солнца изгибаются и меняют жесткую форму (плавятся). «В воздухе пахнет дымом»!

Уровень третий
Нет дыма без огня, а что же за огонь разгорается здесь? Конечно, солнце тоже огонь, но роль солнца скорее обнажить угрозу, чем ее нести. Хорошего не опасаются, опасность - на то она и опасность. Какой-то ее негативный знак обязательно должен проявиться в словах. Наиболее явный неположительный оттенок, на мой взгляд, сосредоточен в «дамах».
Дозвольте сделать небольшое отклонение в сторону. Меня всегда несколько смешит (и наводит на глубокие размышления!) новомодное обращение «дамы и господа». Как говорится: «в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань». В этом обращении только поменялись роли. В совместной упряжи не рабочий конь, а благородный скакун, и не трепетная лань, а нечто обыденно-легкомысленное. Дело в следующем: пару к слову «господин», составляет «госпожа». А к «даме» парным словом будет «кавалер». Чувствуете разницу?
Нет, как хотите, но слову дамы в стихе соответствует явно негативный смысл, особенно в сочетании с эпитетом серьезные и разоблачением их внешности. А теперь, в связи со всем вышесказанным, самое время заметить еще один оттенок, тоже разлитый по всему тексту: эротичность. Вот какая последовательность легко прослеживается. Напряжение, усилие и излитие (уже отмечалось), легкая неуверенность (кругом марево), релаксация (вспотевшие музыканты). И влага, влага, влага…. В виде изливающихся звуков, испаряющейся воды, плавящегося металла. А потом Великое Время отдыхает. Согласитесь, что дамы к этой ниточке имеют непосредственное отношение. Не в них ли спрятана опасность? Обычно боятся непонятого ;-).
–>   Отзывы (8)

Искушения
18-Apr-08 10:04
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
и было семь бед похожих...

08-Oct-03 03:34
Автор: Евгений Орлов Раздел: Лирика - всякая

***

и было семь бед похожих на удила
и рыба-поэт однажды в ту речку вошла
пошла напрямик на приманку на голый крючок
на белого света изнанку и черный зрачок
на донку пошла как на данность и с радостью пасть
открылась на мелкую гадость и гадкую сласть
и лестью и леской и лаской ее подсекло
тянуло тонула таскалась в уху и в фуфло
семь раз исполняла желания жадных старух
прошла через бурю в стакане и трубы и пух
и перья теряла и веру теряла в людей
но всюду стихи сочиняла и песни везде
слагала метала крошила икру за икрой
такая вот рыба-дурила - придурок такой


ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА СВЕТА
Начнем с формальных признаков, которые заставляют думать о стихотворении как о любительском. Это не означает, что мне оно кажется плохим. Скорее наоборот, я его нахожу удачным и вполне соответствующим публикации на любительском сайте.
Выбранный автором размер - это четырехстопный анапест, с анакрузой из двух слогов в начале каждой строки (на схеме ударений первого четверостишия это четко видно).
01 001 (0)01 00(1) 001
01 001 (0)01 001 001
01 001 001 001 001
01 001 001 001 001
(нулем обозначен безударный слог, в скобках пропущенные слоги).
В первых двух строках довольно много перфораций ритма. Конечно, человек, который мастерски владеет строкой, стихом и ритмом, может себе это позволить. И тогда, если это сделано осторожно и действительно мастерски, мы говорим: "какая красивая находка". Здесь я бы этого не сказала. Скорее при чтении первых двух строк возникает недоумение, а может это вообще не ритмический стих. Почему первая строка кажется самой ритмически несогласованной?
В ней две перфорации. И во втором случае пропущен именно ударный, необходимый слог, который "держит" размер. А это уже слишком большое насилие над ритмом.

СЕМЬ БЕД - ОДИН ОТВЕТ
Теперь попробуем разобраться в образном строе. Почему-то у меня лично остается какое-то странное, если не неприятное, ощущение после чтения. Словно я читаю не про беды, а про грехи.
Помните русскую поговорку" Семь бед - один ответ". Да и еще множество других примеров, когда число семь подчеркивает... А что, собственно говоря, оно подчеркивает?
Число 7 - это священное, особое, мистическое число. Оно символизирует космический и духовный порядок, и его важность издревле прослеживается практически у всех народов. Семь ипостасей Будды, семь струн на арфе Аполлона, символ бессмертия Осириса, символ совершенства в исламе...
И "семь смертных грехов" эпохи Возрождения! Вот оно, значение числа 7 в данном стихе. Изображение семи смертных грехов представляло собой "моральное предостережение" против Зла. Видимо, именно это осознанно хотел вложить автор в свои строки, судя по названию. Но мне кажется, что получилось, хотя, нечаянно получилось немножко другое.
Начнем с того, что в стихотворении присутствует довольно сильный эротический подтекст. Общеизвестно значение слова «удило - уд», а оно стоит буквально в первой строке. И тут же рядом стоящая рыба-поэт (мужского рода!). С ним неизбежно ассоциируется уд, вошедший «в эту речку». Речка типичный женский символ. «Белого света изнанка» - стандартное образное обозначение лона.
Так ведь это естественное действие не вызывает естественной радости. В следующих строках идет сплошной негатив: мелкая гадость и гадкая сласть. «Лестью и леской и лаской ее подсекло» - это надо понимать, как не получилось удовольствия? Никакие ласки и уговоры не помогли?
«Тянула – тонула – таскалась» - последовательные движения туда-сюда. Надо ли комментировать? Кисть пышет…
Желанья семи старух – тоже в комментариях не нуждаются, после вышесказанного.
Пройти через МЕДНЫЕ трубы - означает выдержать испытание славой. Но нигде в тексте не сказано, что трубы медные. Остается только значение трубы как узкого отверстия, или прохода (ох уж эти трубы, ну как тут не вспомнить, что означает полый пустой предмет по Фрейду). Тем более что, ободрать бока можно только протискиваясь с усилием. Ободрать бока и все на них находящееся, даже пух и перья. Да и дальше по тексту, вплоть до икры, которую мечут и крошат, почти любое слово невольно подталкивает в одном и том же направлении. Я не хочу канонизировать воззрения Фрейда, но, все же, рациональное зерно в них есть немалое…
Трудно назвать описываемую жизнь полной зла. Судите сами, беды в ней совсем не беды, а искушения. И между двумя этими понятиями есть большая разница. Беды мы не ищем, они сами к нам приходят (пришла беда - отворяй ворота), от беды не увернешься и не уйдешь. Вот искушения мы обычно ищем, некоторые очень даже успешно, на свою голову. А ведь перед искушениями-то, похоже, наша бесшабашная рыбка не смогла устоять.





–>   Отзывы (11)

Утрата определенности
05-Apr-08 01:14
Автор: mitil   Раздел: Миллион значений
К стихотворению:
Размышления Реликтовой Рощи

Wednesday Apr 02 @23:29
Автор: Михаил Гофайзен Раздел: Лирика - всякая

-1-

Глазам всегда цветов и цвета мало.
Остыл закат за тридевять глуши,
на череп свой надвинув одеяло.
Зловещие мерцают палаши
чужих светил - нет ни конца, ни края
смертельной брани плоти и души,
устроенной бессмертным самураем
за не понять какие барыши.

А Млечный Путь теченьем молочая
земные привечает табуны.
Мои стволы, эпохи вспоминая,
на нежилую мглу обречены.
По-рыбьи время шевелит губами.
Нет тишины безмолвней тишины,
где вырезаны эхом оригами
из граба и свечения луны.

Мои стволы природа вбила в землю,
в ладони ли, в запястья - всё равно.
Я слышу боль, которую приемлю
и ныне, и в дальнейшем, и давно.
Иначе нет ни жизни, ни забвенья.
Белым-бело без темени зело
бессмысленно, как свет без светотени,
или без хлада вечного тепло.

-2-

Что главное -
не главным слыло мясо,
хоть циркулем и мерили носы,
безбожники оттачивали лясы,
и не было нейтральной полосы.
Ещё война –
цифирь не от сберкассы,
хотя и прессовали в дсп
из массы масок преданные массы
общественно-полезных «и т.п.»
Что главное?
Оставленная насыпь,
где сухари растили, как бобы,
где родина следила, как неясыть,
за плясками и песнями судьбы…

Кто был ничем, теперь живёт иначе,
играет в го любое иго-го,
ширяются тинэйджеры на даче.
Что главное сегодня?
Ни-че-го.

-3-

Любовь прошла, завяли помидоры,
а мы живём, по-прежнему, живём.
Я чувствую себя немного вором,
чужую жизнь сдающим в поднаём.
Я мёртв давно. Не ведающий цели
лукавит мозг, и прячется душа,
и тяготится тело на постели,
движения привычные верша.
Но, задаваясь каверзным вопросом,
что держит нас так глупо, так вдвоём,
мерещатся мне цепкие морозы
и тишина с простреленным окном.
Заныло сердце. Выпьем неродная?
А хочешь, так соседей позовём.
Опять зима. Мы выдюжим до мая
и нелюбовь свою переживём…



Прежде всего, позвольте несколько чисто технических замечаний. При первом же чтении я обратила внимание на завораживающую ритмику в этом стихе. И чтобы понять, где же это спрятано, просчитала ритмический рисунок. Как и ожидалось, он оказался очень симметричным. Вот, к примеру, как выглядит ритмика первого стиха:
01010101010
0101010001
01010100010
0100010001
01010101010
0101010001
01000100010
0001010001
Помимо четкого соблюдения размера, есть еще две особенности: повышение числа безударных слогов к концу строки (т.е. пропуски необходимого для пятистопного ямба ударного слога), и общее увеличение количества безударных слогов в строке к концу каждого четверостишия. Такое сочетание обычно придает очень привлекательное звучание. К тому же, вариация пятистопного ямба в четвертой и седьмой строках (всего лишь три ударения) достаточно сложная для написания и редкая. Конечно, когда мы читаем или слушаем стих, то не фиксируем на этом внимание. Но бессознательно, непроизвольно поддаемся этой ритмике. И второе, что сразу замечаешь, богатая лексика. Она дает интересные рифмы, с использованием нечасто встречающихся слов: лясы – мясо; зело – тепло. К тому же, практически идет сквозная рифмовка четных и нечетных строк. Даже такая неожиданная и не совсем точная рифма как «вопросом – морозы» звучит очень даже неплохо. Но это все скучные технические замечания. Добавлю уж и небольшую претензию к автору. Неуклюжая строка зацепила глаз: из массы масок преданные массы… Не многовато ли в ней «м-с-м-с»?
Но на самом деле меня гораздо больше заинтересовало смысловое содержание, к нему я и перейду. В первых же строках весьма сильно звучание смерти и умирания. Уже сам закат это умирание дня. Но даже закат остыл, погас, кончился, перешел в ночь. Ночь всегда очень тревожное и опасное время, часто заканчивающееся смертью. Обычный сон уже есть немножечко смерть. Заметим, что в своем конце закат часто бывает кроваво-красного цвета. Череп имеет прямое отношение к смерти, у всего живого голова, а не череп. Зловещее мерцание палашей неразрывно связано с кроваво-красным закатом. Во-первых, это действительно зловещий цвет, во-вторых, оружие для того и создано, чтобы проливать красную кровь. Вот мы и снова о смерти говорим. Брань - прямо названа смертельной. Прилагательное «бессмертный» в действительности только усиливает значение полного умирания. Ведь это жизнь конечна, а смерть – она уже навсегда. В каком-то смысле – бессмертие – это вечная смерть. Самурай тоже добавляет смыслового значения в копилку смерти. Как и любые воины, самураи несут смерть. Попробуйте подставить здесь вместо «самурай» просто «бог», и вы сразу поймете разницу.
Интересно, что вместе с Млечным путем в стих проникла тема зарождения новой жизни, и по закону инверсии образов она тоже связана со смертью (чтобы иметь возможность родиться, надо вначале умереть, и любое рождение это начало умирания). Подобное замечание вызвано двумя причинами. Во-первых, млечный – молочный – молочай произошли из слова молоко. Надо ли напоминать, что все мы – млекопитающие? А во-вторых, Млечный путь у древних русичей, и не только у них, считался фаллосом бога. Правда, немного настораживает, кого выкармливают (табуны). И, главное, чем выкармливают (молочай). Молочай довольно ядовитое растение, и молоко его ядовитое. А если учесть прокравшееся сюда фаллическое значение, то результат уже становится непредсказуем.
Поэтому мне не кажется удивительным переход к мертвящей (нежилой) пустоте и немоте. Эхо звучит, когда умирает звук. Луна издревле считалась помощницей при переходе от жизни к смерти. Даже слово «граб» удивительно созвучно со словом «гроб».
В последней части я хочу особо отметить, что стволы вбиты в землю, вдавлены, подвергнуты сильному воздействию. К этому мы еще вернемся, а пока снова перемежаются семантические поля смерти и жизни. Явственный образ распятия – казнь и смерть, боль – жизнь (то, что умерло, не болит). Белым-бело – жизнь, темнота – смерть. Вечный хлад – смерть, тепло – жизнь. При этом все же значение смерти преобладает, и в результате автоматически усиливается вдвое в подобном сочетании.
Собственно говоря, мне кажется, что главная сема стиха уже найдена. Все оставшееся очень хорошо укладывается в ее рамки.
И недаром следующая часть заканчивается словом смерти «ни-че-го».
Потому что во второй часть триптиха сосредоточен совершенно фантастический мертвый мир. Это война, пиршество смерти. И я бы сказала, что эта часть в основном апеллирует к сознанию, а не к подсознанию. Перевернутый вверх тормашками мир, где значимость и право на жизнь измеряются длиной носа, где не любовь, а лишь явная угроза исходит отовсюду, где не танцы, а пляски (так и хочется продолжить – пляски смерти). И даже выращенный урожай мертв изначально (а как еще можно назвать сухари, если не мертвый хлеб?). И снова, отметим, что нечто прессуется, то есть подвергается сильному давлению.
Последняя часть триптиха, как и положено, логично вытекает из двух предыдущих. В ней тоже странным образом переплетены жизнь и смерть, но смерти немножко больше. Забавно точна первая строка: вместо ожидаемого «завяли лютики» здесь «завяли помидоры. Но я напомню, это только ацтеки называли сей овощ «томатом». А вот с французского дословно «помидор» переводится как «яблоко любви». Итак, любовь умерла, помидоры тоже. Все схвачено накрепко зимой, холодом, нелюбовью. Герой стиха, впервые появившийся как действующее лицо, тоже вроде бы мертв. Однако, смерть эта странная, он не жив и не мертв одновременно. Он застрял на середине пути от жизни к смерти, или, наоборот, от смерти к жизни. Это прямой результат двух предыдущих стихов, где постоянно подчеркивалось слияние двух понятий: жизнь и смерть. Он мертв, но сердце ноет. Тело умерло, но еще вершит привычные движения. Мозг действует бесцельно, души тоже нет. Все эти последствия существования за счет чужой жизнь и есть наполовину жизнь – наполовину смерть. Состояние еще более тягостное, чем каждая из его частей по отдельности.
Предпоследняя строка заставляет вспомнить то постоянное упоминание о сильном воздействии (помните, вбитые стволы, прессованные маски) которое мы отмечали раньше. Вот оно и проявилось, необходимо его «выдюжить», пережить до весны. И то, правда, если зима – это смерть, то весна – возрождение. Невозможно долго находиться в подвешенном состоянии между ними, рано или поздно придется куда-то свалиться. Куда?
–>   Отзывы (5)

Вы ничего не пропустили? 
 Поиск : Раздел : Миллион значений
 Поиск : Произведения - ВСЕ
 Поиск : Отзывы - ВСЕ
 Страница: 1 из 1